Земляные работы. Бульдозеры Бульдозер дз 18 расшифровка
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Задание и исходные данные на курсовую работу
В курсовой работе необходимо разработать технологическую карту отрывки котлована под здание. В технологической карте должно быть предусмотрено выполнение следующих видов работы:
а) геодезическая разбивка котлована;
б) срезка растительного слоя грунта;
в) отрывка котлована под здание;
г) устройство водоотвода поверхностных и грунтовых вод, также, при необходимости, обеспечение водопонижения при разработке грунта в котловане.
Исходные данные
Номер схемы котлована - 9
Рис.1.1. Схема подземной части здания.
Тип здания - жилое;
Глубина котлована от поверхности земли - 4,0м.
Толщина растительного слоя грунта - 0,3м.
Группа грунтов, разрабатываемых в выемке, котловане, резерве и траншее - IV.
Уровень грунтовых вод в котловане от проектной отметки площадки - 4,0м.
Дальность вывоза (в отвал) излишнего грунта - 4км.
2. Введение
Котлован - выемка в грунтовом массиве, служащая для устройства фундаментов, монтажа подземных конструкций, прокладки тоннелей.
К основным размерам котлована относятся его размеры по дну, по верху и глубина. Размеры по дну определяются размерами подземного контура сооружения, к которым добавляются размеры, требующиеся по условиям производства работ для устройства опалубки, установки оборудования, в том числе для крепления бортов, если оно предусматривается. В размеры котлована поверху включается также ширина откосов котлована.
Земляные работы осуществляются при строительстве промышленных и гражданских зданий, а также при прокладке инженерных коммуникаций, благоустройстве территорий, устройстве объектов железнодорожного транспорта.
Земляные работы подразделяют на два этапа:
а) подготовительные работы (очистка территорий, планировка и разбивка сооружений);
б) основные работы (отрывка котлована, траншей, отсыпка насыпей, уплотнение грунта, обратная засыпка траншей и в пазух фундаментов).
Также имеют место и вспомогательные работы: водопонижение, водоотлив, крепление откосов котлованов и траншей.
Выполнение земляных работ при сооружении временных и постоянных сооружений осуществляется механизированным способом с использованием ведущих и комплектующих машин и механизмов.
В целях повышения темпов и снижения стоимости строительства, улучшения качества строящихся сооружений процесс выполнения земляных работ проектируется.
Проектирование включает изучение исходных данных, разработку технологии процесса и её оформление.
В качестве исходных данных приводятся размеры возводимого сооружения, характер рельефа, геологические и гидрологические условия, срок, к которому должны быть выполнены земляные работы, расстояние перемещения грунта и места его укладки, требования к процессу (величина недобора, толщина уплотняемого слоя, порядок обратной засыпки или укладки грунта и т.д.), перечень особых условий (работа зимой, в водонасыщенных грунтах).
Состав земляных работ определяется заданными и конкретными условиями, в которых предстоит выполнять поставленную задачу.
Проектирование основного процесса - отрывка котлована, устройство насыпи или планирование поверхности - состоит из определения объемов; выбора наиболее эффективного способа производства; разработки схемы организации выполнения земляных работ; составления графика; определения потребного количества людских и материальных ресурсов расчета технико-экономических показателей.
Объемы работ определяются по установленным правилам и формулам в зависимости от характера земляных работ, формы сооружения и рельефа местности. Подсчет объемов земляных работ является трудоемким процессом.
После определения объемов и возможности вариантов способов производства земляных работ выбирают наиболее экономный из них.
а) основные параметры выбранных средств механизации (глубина и радиус резания экскаватора и др.);
б) объемы грунта, подлежащие транспортированию или оставлению возле объекта;
в) места размещения и расстояния транспортирования разработанного грунта;
г) последовательность выполнения земельных работ;
д) схему движения средств механизации при выполнении земельных работ.
Всё это в целом позволяет предложить обоснованную схему организации выполнения земельных работ, учитывающую требования техники безопасности и выполнения смежных работ.
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ
3.1 Определение состава процессов и исходных данных для проектирования
Земляные работы при устройстве подземной части здания можно разбить на следующие простые строительные процессы:
Срезку растительного слоя;
Разработку грунта в выемке;
Погрузку грунта в транспортные средства или за бровку котлована;
Транспортирование грунта;
Выгрузку грунта в отвал;
Зачистку дна траншей;
Обратную засыпку;
Уплотнение засыпанного грунта.
Неблагоприятные гидрогеологические, климатические и особые условия могут потребовать выполнения дополнительных процессов (водоотлив или искусственное понижение уровня грунтовых вод, рыхление плотных грунтов, крепление стенок выемки и др.).
Основным процессом, по которому производится выбор ведущей машины и увязка остальных средств механизации, является разработка грунта в выемке.
Исходными данными для проектирования производства земляных работ являются:
вид и влажность грунта - гр. IV;
глубина котлована Н = 4,0 м;
расстояние вывоза лишнего грунта Lв = 4 км.
3.2 Подсчет объемов земляных работ
Объемы земляных работ определяется в процессе проектирования и производства работ.
Для подсчета объема земляных работ используем исходные данные и приведенную схему котлована в плане и поперечный разрез.
Рис.3.1. План котлована.
Рис.3.2. Разрез котлована.
Взд - ширина здания, равная 13,5м;
Нк - глубина котлована, равная 4,0м;
з - запас между зданием и откосом котлована, принимаем равным 1м;
т - заложение откосов котлована, принимаем равное 2м;
а - длина котлована по низу, равная
а = 50 + 2т = 76+2·1=78м;
в - ширина котлована по низу, равная
в=Взд+2·3=13,5+2·1=15,5м;
с - длина котлована по верху, равная
с = а +2·3 +2т = 76+2·1+2·2=82м;
д - ширина котлована по верху, равная
д = в+2т = 15,5+2·2 =19,5м;
Объем грунта в котловане определяется по формуле:
При глубине копания 4 м принимается экскаватор ХХХ оборудованный прямой лопатой с вместимостью ковша 1,0 м3. Тогда величина недобора по
Составляет 0,20 м отрывку котлована придется вести вручную. Тогда общий объем земляных работ, выполняемых механизированным способом, равен:
Объем работ по срезке растительного слоя определяется размерами котлована поверху с добавлением с каждой стороны выемки полосы шириной 5 м:
Объем грунта в плотном теле для обратной засыпки пазух о.з., м3 составит:
где м - объем грунта, разрабатываемого механизированным способом, м3;
ф - объем грунта, вытесняемого фундаментом, м3;
ко.р - коэффициент остаточного разрыхления грунта равный 1,05.
Объем грунта, подлежащего вывозу в отвал, равен:
Таблица 3.1.
Длина котл. по низу, м |
котл. по низу, м |
Глубина котл. м |
Коэф. откоса, м |
Длина котл. по верху, м |
котл. по верху, м |
Объём котл., м3 |
|
Определение размеров отвала для обратной засыпки
Отвал размещаем вдоль длинных сторон котлована.
Площадь поперечного сечения отвала определяется по формуле:
где: Vо.з - объём грунта обратной засыпки;
kр - коэффициент разрыхления грунта в отвале (таблица №14 );
L - длина отвала, равна длинной стороне котлована;
Требуемая высота и ширина отвала:
где h - высота отвала;
b - ширина отвала;
Отсыпку грунта выполняем с двух сторон котлована по два отвала с размерами.
3.3 Организация и технология земляных работ
3.3.1 Выбор ведущей машины для отрывки котлована
Способы разработки грунта одноковшовыми экскаваторами определяются в основном видом применяемого на них сменного рабочего оборудования. Выбор способа зависит от размеров и объёмов земляных сооружений, свойств грунта, наличия грунтовых вод и др.
При выборе вида и типа экскаватора необходимо учитывать, что глубина котлована более 3м(4м),поэтому выбираем экскаватор с прямой лопатой и ёмкостью ковша 1,0мі.
Разработка грунта экскаватором с прямой лопатой во многом предопределяется особенностями его конструкции. Экскаватор перемещается по дну выемки, копает „от себя” снизу вверх с погрузкой разрабатываемого грунта на транспортные средства.
В случае выбора экскаватора с прямой лопатой необходимо предусматривать аппарель для въезда экскаватора и автомашин в котлован и учитывать дополнительный объем земляных работ при устройстве аппарели. Уклон аппарели принимаем 20є, ширину аппарели - по ширине экскаватора с запасом слева и справа по 0,5 - 0,8м.
Объем грунта при устройстве аппарели определяется по формуле:
Рис.3.3. Устройство аппарели.
Ва - ширина аппарели по дну, равная 5м;
б? угол наклона аппарели, равен 20є.
Площадка, на которой размещён экскаватор, вместе с частью поверхности разрабатываемого массива и местом для установки транспортных средств, называется забоем, а часть котлована, отрытая за один ход экскаватора - проходкой.
По характеру разработки грунта проходки могут быть лобовыми (торцевыми) и боковыми. При лобовой проходке экскаватор движется по оси выемки и разрабатывает грунт впереди себя и по обе стороны от оси, а при боковой - с одной стороны по ходу движения. Характер проходки зависит от глубины и ширины котлована и условий его разработки.
ЭКСКАВАТОР ЭО-4121А
Экскаватор ЭО-4121А (рис.3.4.) производства Ковровского экскаваторного завода предназначен для разработки грунта I-IV групп, отрывки колодцев и других местных выемок, погрузки предварительно разрыхленного грунта V, IV групп и мерзлого грунта, а также погрузки различных сыпучих материалов из штабеля и других работ в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от -40 до +40°С.
Экскаватор поставляется потребителям с оборудованием обратная лопата и ковшом емкостью 1,0 м3.
По заказам потребителей заводом-изготовителем могут быть поставлены следующие виды сменных рабочих органов.
К оборудованию обратная лопата: ковш емкостью 0,65 м3; рыхлитель статического действия; захватно-клещевое устройство (однозубое и трехзубое); гидромолот СП-62; удлиненная рукоять.
К оборудованию прямого копания: ковш поворотный емкостью 1,0 м3; ковш открывающийся днищем емкостью 1,0 м3; ковш для производства погрузочных работ емкостью 1,5 м3.
К грейферному оборудованию: грейферный ковш емкостью 1,0 м3; удлинительные вставки.
Рис.3.4. Схема экскаватора ЭО-4121А
Таблица 3.2.
Технические характеристики экскаватора ЭО - 4121А
А - расстояние от оси пяты стрелы до оси вращения, м |
||
Ж - колея гусеничного ходового устройства, м |
||
Е - база гусеничного ходового устройства, м |
||
Д - ширина гусеничной ленты с нормальным звеном, м |
||
Е1 - длина гусеничного ходового устройства, м |
||
Б - ширина поворотной платформы, м |
||
F - просвет под поворотной платформой, м |
||
Г - высота до оси пяты стрелы, м |
||
В - высота до крыши кабины, м |
||
Н - просвет под ходовой рамой, м |
||
L - длина базовой части стрелы, м |
||
R - радиус вращения хвостовой части, м |
||
Техническая характеристика |
||
Наибольшая скорость передвижения, км/ч |
||
Наибольший преодолеваемый подъем, град. |
||
Номинальная мощность, л.с. |
||
Номинальный расход гидрожидкости, л/мин |
||
Номинальное давление в гидросистеме, МПа |
Рис.3.5. Схема работы экскаватора ЭО-4121А с обратной лопатой и ковшом с открывающимся днищем
Нк - наибольшая высота копания, м 7,45
Нв - наибольшая высота выгрузки, м 5,00
H1 - расчетная высота забоя, м 3,55
Rк - радиус копания при расчетной высоте забоя, м 7,00
R - наименьший радиус копания на уровне стоянки, м 3,10
Rв - радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки, м 4,60
3.3.2 Определение ширины проходок экскаватора
Ширина проходок экскаватора, оборудованных прямой лопатой:
а) первая лобовая проходка:
где Rк - наибольший радиус копания, (7,0м);
ln - величина передвижки экскаватора, (2,75м);
где R - наименьший радиус копания, (3,1м);
б) последующая боковая проходка:
Рис.3.6. Схема разработки выемок экскаватором ЭО-4121А, оборудованным прямой лопатой, и погрузка грунта в автомобиль-самосвал.
1 - экскаватор ЭО-4121А; 2 - автомобиль-самосвал КрАЗ-2565
№ 1 - стоянка автомобиля-самосвала КрАЗ-2565 при разработке грунта в зоне I; №2 - то же, в зоне II;
3.3.3 Расчет эксплуатационной производительности ведущей машины
Эксплуатационная производительность экскаватора рассчитывается по формуле:
где Пэ - часовая эксплуатационная производительность;
q = 1,0 м3 - геометрическая вместимость ковша;
n = 1,55 - число циклов в одну минуту, шт.;
Ке = 0,8 - коэффициент использования объема ковша (отношение объема грунта в плотном теле к его геометрической вместимости);
Кв - коэффициент использования рабочего времени, равный 0,65 (§Е2-1, прил.3);
3.3.4 Подбор вспомогательных машин комплекта
Для срезки растительного слоя принимаем бульдозер ДЗ-18 на базе трактора Т-100М, кроме того, бульдозер используем при обратной засыпке пазух котлована.
Технические характеристики бульдозера приведены в таблице 3.3.
Таблица3.3.
Технические характеристики бульдозера ДЗ-18
Определение количества автотранспортных средств.
Перевозка грунта от экскаваторов осуществляется автомобильным транспортом, тракторами с прицепами и специальными его видами. Вид и количество транспортных средств назначается из конкретных условий производства земляных работ и необходимости обеспечить непрерывность разработки и транспортировки грунта.
Для получения высоких показателей использования средств механизации придерживаются определённых соотношений между ёмкостью ковша экскаватора и грузоподъёмностью транспортных средств.
Выбираем КрАЗ-2565 с техническими характеристиками:
Грузоподъёмность - 10т.
Объём кузова - 8мі.
Время разгрузки tp - 0,83мин.
Время установки под: погрузку tуст п - 0,4мин,
разгрузку tуст р - 0,8мин.
Время перерывов в течении рейса tпер - 1,25мин.
Количество автосамосвалов для обеспечения непрерывной работы одного экскаватора:
где tцп - продолжительность цикла погрузки экскаватором в самосвал, или:
tцп = tпогр+tуст п,
так как tпогр = (tцэк·n/60) ,
то tцп = (tцэк·n/60)+tуст п,
где tцек - продолжительность цикла экскавации;
n - число ковшей для автосамосвала;
tуст п - продолжительность установки автосамосвала под разгрузку, мин;
tцтр - продолжительность тракторного цикла автосамосвала, мин.
tцтр = tпр+tуст+tр+tпер,
земляной работа здание экскаватор
где tпр - продолжительность пробега соответственно установки автосамосвала от места погрузки к месту разгрузки и обратно, мин;
tуст, tр, tпер - продолжительность: установки автосамосвала под разгрузку, разгрузки и технических перерывов, мин.
Для экскаватора с ковшом 1,0мі и автосамосвалом КрАЗ-2565 с ёмкостью кузова 8мі и грузоподъёмностью 10т, имеем:
Вес грунта при его объемной массе 1,95т/мі и коэффициенте наполнения 0,8 в одном ковше:
1,0 · 0,8 1,95 = 1,56т;
Количество ковшей на нагрузку кузова автосамосвала:
n = 10/1,56 = 6 ковшей.
tпогр = =3,87мин.
Округляем до 7 машин.
Зачистка дна траншей производится вручную.
4. Ведомость подсчётов объёмов работ
Наименование |
Схема и формула подсчёта |
|||||
Scр = (82+10)Ч(19,5+10)= |
||||||
Погрузка экск., qк=1,0м3 и вывоз раст. слоя |
Vcр= ScрЧ0,3 = 2714Ч0,3 = |
|||||
Разработка грунта экск., qк =1,0м3 в котловане с погрузкой в транспортное средство |
||||||
Vз.б = Sф Ч hн = 78Ч15,5Ч0,15 = |
||||||
Vр.д = Sф Ч hн = 78Ч15,5Ч0,05= |
||||||
Устройство водоотлива |
Vд.к = bд.кЧhд.кЧlд.к = |
|||||
Перемещение грунта бульдозером на расстояние 10-15м |
||||||
Vо.з.б =VотЧ90% =1296Ч0,9 = |
||||||
Vо.з.в =VотЧ10% =1296Ч0,1= |
||||||
5. Калькуляция трудозатрат и машинного времени
Наименование |
Объём работ |
Обоснование по ЕНиР |
Состав бригады |
Трудозатраты |
Машинное время |
|||||
общ. (чел.ч) |
||||||||||
Срезка растительного слоя толщ. 0,3м бульдозером ДЗ-18 |
табл. 1, б1, прин. II гр. грунтов |
машинист 6р. - 1 |
||||||||
Погрузка экск. прямая лопата, qк=1,0м3 и вывоз раст. слоя |
машинист 5р. - 1 |
|||||||||
Разработка грунта экск. прямая лопата, qк =1,0м3 в котловане с погрузкой в транспортное средство |
машинист 6р. - 1 |
|||||||||
машинист 6р. - 1 |
||||||||||
Зачистка дна котлована бульдозером толщиной слоя 0,15м |
табл. 2, в3, прин. III гр. грунтов |
машинист 6р. - 1 |
||||||||
То же, вручную, толщиной слоя 0,05м |
землекоп 3р. - 1 |
|||||||||
Устройство водоотлива |
землекоп 3р. - 1 |
|||||||||
Перемещение гр. бульдозером ДЗ-18 на расстояние 10-15м |
табл. 2, в2 |
машинист 6р. - 1 |
||||||||
Обратная засыпка пазух бульдозером ДЗ-18 |
машинист 6р. - 1 |
|||||||||
Засыпка грунта траншеи, пазух котлована и ям в ручную |
землекоп 2р - 1 землекоп 1р. - 1 |
|||||||||
Уплотнение гр. самоходным катком ДУ-31А, толщина уплотняемого слоя 0,2 - 0,3м |
табл. 2, б2 |
машинист 6р. - 1 |
6. Указания по производству работ
Разработка растительного слоя грунта производится бульдозером ДЗ-18 с перемещением грунта I группы на расстояние до 30м в промежуточные валы с последующей погрузкой грунта в автомобили-самосвалы КрАЗ-2565 экскаватором ЭО-4121А, оборудованным прямой лопатой с ковшом вместимостью 1,0м3. Транспортируется растительный слой грунта в резерв на расстояние 1км.
Рис. 6.1. Схема производства работ при срезке грунта растительного слоя челночным способом
1 - ось котлована; 2 - бульдозер; 3 - рабочий ход бульдозера; 4 - холостой ход бульдозера; 5 - место складирования грунта.
При срезке грунта растительного слоя челночным способом согласно рисунку 6.1. заполнение отвала грунтом, его перемещение производится при движении бульдозера вперед, а холостой ход - при движении бульдозера задним ходом по той же прямой.
Срезка грунта растительного слоя бульдозером на площадке ведется от середины участка в обе стороны, образуя двухстороннее размещение отвалов.
Площадь участка строительства разбивают на две захватки. Сначала бульдозер срезает грунт растительного слоя на одной захватке и транспортирует его в ближайший отвал, путь перемещения грунта выбирается по кратчайшему расстоянию, поверхность пути перемещения следует предварительно выровнять бульдозером.
По окончании работ на первой захватке бульдозер разворачивается и ведет работы на второй захватке.
Повышение производительности бульдозеров, используемых при разработке грунта растительного слоя, может быть достигнута за счёт совмещения операций:
Подъёма отвала с разгрузкой и разравниванием грунта;
Опускания отвала с переключением передачи трактора и началом движения бульдозера задним ходом.
Зарезание грунта растительного слоя производится на прямых участках по клиновой схеме. Клиновая схема зарезания грунта с применением переменного (по высоте) заглубления отвала обеспечивает наиболее полное заполнение его грунтом и использование тяговых возможностей трактора. Для обеспечения зарезания грунта и его набора режущая кромка ножа отвала бульдозера всегда должна быть острой.
При срезке грунта растительного слоя нож отвала бульдозера устанавливается под углом до 60° к горизонтальной поверхности.
Разработка грунта IV группы в котловане осуществляется экскаватором ЭО-4121А, оборудованным прямой лопатой с ковшом вместимостью 1,0м3. Лишний грунт грузится на автомобили-самосвалы КрАЗ-2565 и транспортируется на 4км в отвал, а грунт необходимый для обратной засыпки транспортируется на 10 - 15м в отвалы с двух сторон вдоль котлована.
Временные землевозные дороги устраиваются из доменного шлака или из другого местного строительного материала с разравниванием его бульдозером ДЗ-18 слоем 0,3м и уплотнением пневмокатком ДУ-31А.Для удаления грунтовых вод из котлована устраивается открытый водоотлил. Обратную засыпку пазух котлована производить после монтажа плит перекрытия над подвалом.
Потребность в материально - технических ресурсах
Таблица 6.1.
Наименование |
Количество |
|||
Теодолит |
ГОСТ 10519 - 76 |
|||
ГОСТ 10529 - 76 |
||||
Рейка нивелирная |
ГОСТ 11158 - 76 |
|||
Рулетка стальная |
ГОСТ 7502 - 69 |
|||
Лента землемерная |
штриховая |
|||
Лопата стальная штыковая |
ГОСТ 3620 - 76 |
|||
Лопата стальная совковая |
ГОСТ 3620 - 76 |
|||
Вешки с лентами |
||||
Лестница деревянная |
||||
Инвентарные ограждения |
ГОСТ 23407 - 78 |
7. Операционный контроль качества
Таблица 7.1.
Наименование операций, подлежащих контролю |
Контроль качества выполнения операций |
|||||
производи - телем работ |
мастером |
Привлекае - мые службы |
||||
Подготовительные работы |
Подгото - вительные Разработка котлована с сохране - нием струк - туры грунта основания |
Приёмка разбивки и контуров котлована Проверка наличия обноски с вертикальными отметками Планировка поверхности и отвод поверх - ностных вод Вертикальные Геометричес - кие размеры котлована, соответствие привязки к осям здания Крутизна |
Теодолитом, мерной линейкой Теодолитом, нивелиром Нивелиром Глубиномером нивелиром Мерная лента |
До начала работ До начала разработки котлована В процессе разработки, по окончании разработки В процессе разработки |
Геодезичес - кая Машинист экскаватора Геодезичес - |
Показатели |
Нормативные значения |
Способы контроля |
|
Отклонение отметок дна котлована от проектных при черновой разработке одноковшовым экскаватором |
Измерительный. Контроль - ные точки устанавливают случайным образом. Число измерений для данного участка? 10 |
||
Отклонение отметок дна котлована при устройстве фундаментов, укладке конструкции |
Измерительный. По углам и центру котлована, на пересечении осей здания, в местах примыкания траншей |
||
Вид и характеристики вскрытого грунта естественных оснований под фундаменты и земляные сооружения |
Должны соответствовать проекту. Не допускается размыв разрушение или промерзание верхнего слоя грунта |
Технический осмотр всей поверхности основания |
8. Техника безопасности при производстве земляных работ
Все мероприятия, связанные с охраной труда при производстве земляных работ разрабатываются согласно и согласуются с местными исполнительными и распорядительными органами.
Земляные работы на территории организации, а также в охранных зонах подземных коммуникаций выполняются только с письменного разрешения руководства цеха или организаций ответственных за эксплуатацию этих коммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием размещения и глубины заложения коммуникаций. До начала работ должны быть установлены знаки безопасности или надписи указывающие местонахождения подземных коммуникаций.
Разрабатывать грунт в непосредственной близости (менее 0,5м) от действующих подземных коммуникаций разрешается только лопатами без резких ударов.
При обнаружении в траншеях или котлованах вредного газа работы в них должны быть немедленно прекращены, а рабочие выведены из опасной зоны. Работы могут быть возобновлены только после прекращения поступления в зону работ газа и удаления из неё уже имеющегося газа.
Применение открытого огня в траншеях, вблизи которых находится газопровод или возможно скопления газа, запрещается.
При прокладке траншей в слабом или влажном грунте, когда есть угроза обвала, их стены должны быть надежно укреплены. В сыпучих грунтах работы можно вести без крепления, но с откосами, соответствующими углу естественного откоса грунта.
Спускаться в котлованы или траншеи следует только по стремянкам с перилами или приставным лестницам.
Котлованы, разрабатываемые в местах передвижения людей или транспорта, должны быть ограждены в соответствии с требованиями ГОСТ 23407-78 „Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия”.
На ограждении необходимо устанавливать предупреждающие знаки безопасности, а в ночное время - сигнальное освещение. Места прохода людей через траншеи должны быть оборудованы переходными мостиками, освещенными в ночное время.
Стоянка и движение строительных машин и автотранспорта, размещение лебедок, оборудования, материалов и т.п. в пределах призмы обрушения без крепления стенок у выемок запрещаются.
Дощатые крепления котлованов и траншей следует разбирать в направлении снизу вверх по мере обратной засыпки грунта. Разборка креплений должна производиться под непосредственным наблюдением руководителя работ.
Персонал, связанный с работой землеройных машин, должен знать значение звуковых сигналов, подавляемых водителем (машинистом).
Во время работы экскаватора необходимо:
а) пользоваться для его закрепления только инвентарными упорами;
б) находиться на расстоянии не менее 5м от зоны действия экскаватора;
в) очищать ковш в опущенном положении.
Запрещается поднимать и перемещать негабаритные куски породы, бревна, балки, передвижение экскаватора с загруженным ковшом.
9. Подбор состава бригады
Таблица 9.1.
Наименование работ |
Профессия |
||||
Срезка растительного слоя толщ. 0,1м бульдозером ДЗ-8 |
машинист |
||||
Погрузка экск., qк=0,65м3 и вывоз раст. слоя |
|||||
Разработка грунта экск., qк =0,65м3 в котловане с погрузкой в транспортное средство |
|||||
Перемещение грунта бульдозером на расстояние 10-15м |
|||||
Зачистка дна котлована бульдозером толщиной слоя 0,15м |
|||||
То же, вручную, толщиной слоя 0,05м |
землекоп |
||||
Устройство водоотлива |
|||||
Перемещение грунта бульдозером на расстояние 10-15м |
машинист |
||||
Обратная засыпка бульдозером ДЗ-18 |
|||||
Засыпка грунта траншеи, пазух котлована и ям в ручную (с трамбовкой от 0,1 до 0,2м) |
землекоп |
||||
Уплотнение гр. самоходным катком ДУ-31А |
машинист |
Принимаем бригаду:
землекопы 3р. - 1
10. Технико-экономические показатели
1. Продолжительность работ нормативная:
2. Продолжительность работ фактическая:
Пфакт =20,2 (дни).
3. Трудозатраты нормативные:
4. Трудозатраты фактические:
5. Процент выполнения:
6. Выработка на одного рабочего в день:
11. Список литературы
1.Анзигитов В.Ф.„ Технология строительных процессов” Учебная пособие. Часть 1. - Всероссийский заочный институт инженеров железнодорожного транспорта. М.: 1994г.
2.Белецкий Б.Ф.„ Технология строительных и монтажных работ ” - М.: Высшая школа,1986г.
3. „Единые нормы времени и расценки на строительные, монтажные и ремонтно - строительные работы.” Сборник Е 2 Выпуск 1. М.: Стройиздат,1983г.
4. „Единые нормы времени и расценки на строительные, монтажные и ремонтно - строительные работы.” Сборник Е 1 М.: Стройиздат,1983г.
5. СниП 16 - 04 - 2002.„Безопасность труда в строительстве. Ч 2. Строительное производство” - М.:Госстрой Р.Ф. 2002г.
6. СниП 3.01.01.85*„Организация строительного производства” - М.: Стройиздат, 1995г.
7. Технология строительных процессов. Рабочая программа и задания на курсовую работу с методическими указаниями для студентов V курса специальности 270102 Промышленное и гражданское строительство. РГОТУПС, М. - 2008г.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Проектирование производства земляных работ. Определение состава процессов и исходных данных. Подсчет объемов земляных работ. Организация и технология земляных работ. Выбор ведущей машины для отрывки котлована. Расчет эксплуатационной производительности.
курсовая работа , добавлен 13.11.2008
Определение объемов земляных работ. Расчет количества экскаваторов для рытья котлована. Объем земляных работ при планировке площадки и устройстве откосов, выбор машин для производства работ. Технико-экономическое сравнение вариантов комплектов машин.
курсовая работа , добавлен 29.09.2010
Определение объема земляных работ из условия баланса земляных масс. Определение расстояния транспортирования грунта. Планирование комплексного механизированного производства работ. Определение схемы движения и марки экскаватора для разработки котлована.
курсовая работа , добавлен 11.08.2010
Подсчет объема земляных работ при вертикальной планировке методами четырехгранных призм. Построение картограммы земляных масс. Выбор комплектов машин для разработки котлована и обратной засыпки. Расчет проходок экскаваторов. График производства работ.
курсовая работа , добавлен 20.10.2014
Определение линии нулевых работ, объемов работ по вертикальной планировке площадки, объемов котлована, сооружения, обратной засыпки. Сводный баланс земляных масс. Выбор машин для планировочных работ. Заливка бетонной подготовки и фундаментной плиты.
курсовая работа , добавлен 22.07.2011
Подсчёт объёмов земляных работ. Определение видов земляных сооружений, объемов работ и методов разработки. Требуемые механизмы для устройства свайных фундаментов, стройгенплан. График производства работ. Контроль качества и техника безопасности.
контрольная работа , добавлен 24.04.2012
Подсчет объемов земляных работ при разработке котлована. Выбор комплектов механизма для произведения земляных работ. Расчет сменной эксплуатационной производительности экскаватора. Определение калькуляции трудозатрат и состава комплексной бригады.
курсовая работа , добавлен 19.05.2015
Работы по возведению подземной части зданий, подсчет объемов земляных работ при вертикальной планировке площадки. Выбор и технико-экономическое обоснование комплекта машин, средства комплексной механизации. Охрана труда и техника безопасности.
курсовая работа , добавлен 17.06.2011
Определение характеристик грунта, параметров котлована, объемов свайных работ. Технико-экономическое сравнение комплексов машин для производства земляных работ. Работы по устройству свайного основания здания. Расчет трудовых затрат, зарплаты и ТЭП.
курсовая работа , добавлен 11.11.2010
Номенклатура строительных процессов для этапа возведения подземной части здания. Определение объемов строительно-монтажных работ, размеров котлована, объемов земляных работ. Подсчет объема песка для устройства песчаной подушки под фундаментные плиты.
Бульдозеры с поворотным отвалом
Бульдозер ДЗ-104 (рис. 17) предназначен для землеройных работ в сельском и мелиоративном строительстве.
Бульдозер состоит из трактора, отвала с ножами, универсальной рамы, двух толкающих брусьев, двух толкателей, двух кронштейнов крепления гидроцилиндров и двух гидроцилиндров подъема и опускания отвала.
Рис. 17. Бульдозер ДЗ-104:
1 - нож, 2 - отвал, 3 -толкатель, 4- кронштейн крепления гидроцилиндра, 5 - гидроцилиндр, 6 - трактор, 7 - толкающий брус, 8 - универсальная рама
Универсальная рама представляет собой сварную подковообразную конструкцию из двух согнутых брусьев коробчатого сечения, К передней части рамы приварена литая шаровая головка для соединения с отвалом, а к задним торцам брусьев приварены шаровые опоры, которыми рама шарнирно соединена с опорами трактора. К брусьям универсальной рамы приварены кронштейны для крепления толкателей и гидроцилиндров подъема и опускания отвала.
Толкатели, расположенные с правой стороны отвала, служат для крепления отвала к универсальной раме, для изменения угла установки отвала в плане, угла резания ножей отвала и регулирования перекоса отвала.
Бульдозер ДЗ-17 (рис. 18) предназначен для землеройных работ в дорожном, промышленном, гражданском и других отраслях строительства.
Бульдозер состоит из трактора, отвала с ножами, универсальной рамы, двух толкателей, канатно-блочной системы управления отвалом, передней стойки 3 и лебедки.
По конструкции рабочее оборудование бульдозера ДЗ-17 в основном аналогично рабочему оборудованию бульдозера ДЗ-104, передней части универсальной рамы (рис. 19) приварена литая шаровая головка 3 для соединения с отвалом.
Рис. 18. Бульдозер ДЗ-17:
1 - лебедка, 2 - трактор, 3 - передняя стойка, 4-канатно-блочная система управления отвалом, 5 - толкатель, 6 - отвал, 7 - нож, 8-универсальная рама
Рис. 19. Универсальная рама бульдозера Д3-17г-
1, 4 - левая и правая полурамы, 2, ф - кронштейны, 3 - головка, 6 - проушина, 7 - опора, 8 - шпйРька, 9 - ось, 10 - втулка
К брусьям приварены кронштейны (по три с каждой стороны) для крепления шаровых пальцев толкателей, а к задним торцам брусьев - проушины, которыми универсальная рама шарнирно соединена с опорами трактора, расположенными на- гусеничных тележках. К передней части универсальной рамы сверху приварен кронштейн с отверстиями для шарнирного соединения с нижней обоймой блока полиспаста канатно-блочной системы управления отвалом.
Толкатели, расположенные с правой и левой сторон отвала, служат для крепления отвала к универсальной раме, изменения угла установки отвала в плане, угла резания ножей отвала и для регулирования перекоса отвала. Толкатели выполнены в виде брусьев коробчатого сечения и винтовых раскосов. К. передним торцам брусьев приварены разрезные. гайки для соединения через крестовины с проушинами отвала с помощью винтов и пальцев.
Рис. 20. Бульдозер ДЗ-18:
1 - трактор, 2 - гидроцилиндр, 3 - толкатель, 4 - отвал, 5 - нож, 6 - универсальная рама
Канатно-блочная система управления отвалом бульдозера ДЗ-17 полностью унифицирована с канатно-блочной системой управления отвалом бульдозера ДЗ-53.
Бульдозер ДЗ-18 (рис.20) предназначен для землеройных работ в дорожном, промышленном, гражданском и других отраслях строительства.
По конструкции рабочее оборудование бульдозера ДЗ-18 унифицировано с рабочим оборудованием бульдозера ДЗ-17 и отличается применением гидравлического управления отвалом вместо канатного. Для соединения со штоками гидроцилиндров к универсальной раме в передней части приварены два кронштейна.
Рис. 21. Схема автоматической си-стемы стабилизации углового положения отвала «Автоплан-1»:
1 - включатель питания, 2 - предохранители, 3 – рукоять потенциометра (задатчик углового положения отвала со шкалой «Уклон -подъем», градуированный в процентах) 4 - выключатель режима настройки системы, 5 - сигнальная лампочка, 6 - рукоятка потенциометра (устанавливает степень чувствительности системы), 7 - кнопка «Автомат», в -переключатель«Вверх - вниз», 9 - лампочка, индикатор, 10 – регулировочные болты, 11 - зубчатый сектор, 12 _ защелка, и - сердечник, 14 - электромагнит, 15 – пружины, 16 - упорная шайба, 17 - корпус, 18 - золотник
Гидравлическое управление отвалом бульдозера ДЗ-18 аналогично управлению отвалом бульдозера ДЗ-54С.
Бульдозер ДЗ-18Б представляет собой модификацию бульдозера ДЗ-18 и отличается от него измененной гидравлической системой управления отвалом. В бульдозере ДЗ-18Б применена автоматическая стабилизация углового положения отвала, которая повышает качество планировочных работ и обеспечивает заданный уклон поверхности в продольном направлении в диапазоне ±29°.
Автоматическая система стабилизации углового положения отвала «Автоплан-1» состоит из аппаратуры автоматики и гидравлической системы. В аппаратуру автоматики (рис. 21) входят унифицированные приборы; блок управления, пульт управления, преобразователь углового положения III – с поворотным устройством и реверсивный гидрораспределитель IV.
Блок управления установлен в кабине трактора и служит для задания требуемого продольного уклона в пределах ±5° и преобразования сигнала преобразователя в команду, которая подается на электромагниты реверсивного гидрораспределителя.
Пульт управления предназначен для кнопочного дистанционного управления подъемом и опусканием отвала с помощью переключателя «Вверх - вниз». Автоматический режим управления включается кнопкой «Автомат».
Преобразователи углового положения с поворотным устройством установлены в защитном кожухе на универсальной раме бульдозера. В корпусе преобразователя на подшипниках свободно подвешен маятник, соединенный с подвижным контактом потенциометра. В тех случаях, когда требуется придать поверхности уклон в пределах ±29°, преобразователь настраивают вручную с помощью защелки и сектора.
Реверсивный гидрораспределитель ЗСУ-3 с электромагнитным управлением, установленный с помощью кронштейна на задней стенке картера бортовых фрикционов трактора, служит для управления гидроприводом перемещения отвала в соответствии с командами блока управления. Предохранители предотвращают перегрузку системы, поддерживая наибольшее давление 100 кгс/см2.
Обратный клапан с дросселем, установленный в трубопроводе штоковой полости гидроцилиндров подъема отвала, ограничивает скорость опускания отвала.
В остальном устройство и техническая характеристика бульдозера ДЗ-18Б такие же, как у бульдозера ДЗ-18.
Бульдозер ДЗ-109ХЛ (рис. 22) предназначен для землеройных работ в дорожном, промышленном, гражданском и других отраслях строительства.
Бульдозер состоит из трактора, отвала с ножами, универсальной рамы, двух толкателей, двух гидроцилиндров подъема и опускания отвала и трубопроводов гидросистемы.
Модификации бульдозера ДЗ-109ХЛ выпускают на базе основной модели бульдозера.
Бульдозер ДЗ-109 - обычного исполнения (для работы в интервале температур от -40 до +40°С); устройство и техническая характеристика бульдозера такие же, как у базовой модели бульдозера.
Рис. 22. Бульдозер ДЗ-109ХЛ:
1 - нож, 2 - отвал, 3 - толкатель, 4 - гидроцилиндр, 5 - трактор, 6 - универсальная рама
К атегория: - Устройство и технические характеристики машин
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(Центроргтруд)
СБОРНИК
КАРТ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
НА
СТРОИТЕЛЬСТВО
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ВЫПУСК IV
Карта трудового процесса
Срезка
растительного слоя грунта
бульдозером Д-259, ДЗ-18 (Д-493А)
с применением продольно-поперечной схемы
КТП-4.04-2001
Москва
Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог.
Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.
Ответственный за выпуск А.А. Морозов.
. Область и эффективность применения карты
Наименование показателей
Единица измерения
Величина показателей
Выработка на 1 чел.-день
Затраты труда на срезку 1000 м 2 растительного слоя
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
Снижение затрат труда и повышение выработки на 4,5 % достигается в результате совмещения рабочих операций машинистом бульдозера и применения продольно-поперечной схемы.
. Подготовка и условия выполнения процессов
Наименование
Бульдозер Д-259, ДЗ-18 (Д-493А)
. Приемы труда
Наименование операций |
Характеристика приемов труда |
|
Подготовка к срезке растительного слоя |
До начала операции отвал бульдозера устанавливается в плане под углом 60 - 65° к оси трассы. Остановив бульдозер, М 1 опускает отвал и продолжает движение, заглубляя отвал на глубину растительного слоя. |
|
Зарезание и укладка растительного слоя в продольный валик |
М 1 - зарезает отвалом бульдозера на первой передаче растительный слой и укладывает его в продольный валик. Снятие слоя начинают от границ полосы срезки с обеих сторон, каждым последующим проходом приближаясь к оси трассы. |
|
Разворот на обратный ход |
Закончив зарезание и складирование грунта в продольный валик по длине захватки, М 1 поднимает отвал, разворачивает бульдозер и переезжает к началу следующего прохода. |
|
Подготовка к набору грунта |
М 1 на третьей передаче заднего хода возвращает бульдозер от места складирования к началу зарезания. |
|
Набор и перемещение грунта за полосу срезки |
М 1 перемещает от оси трассы в противоположные стороны грунт из валиков. Грунт перемещается на расстояние 1 - 1,5 м от подошвы насыпи или резерва. Каждый последующий проход бульдозера перекрывает предыдущий след на 25 - 30см. |
|
Складирование грунта в валик |
М 1 постепенно поднимая отвал бульдозера, на первой передаче складирует перемещенный грунт в продольные валики по обе стороны от дороги. |
|
Возвращение к началу следующего хода |
М 1 на третьей передаче заднего хода возвращает бульдозер от места складирования грунта к началу перемещения. |
|
Дополнительный переход |
После окончания перемещения растительного грунта М 1 разворачивает бульдозер и с поднятым отвалом переезжает с одной полосы отвода на другую. |
Представляет собой универсальную землеройно-транспортную машину, состоящую из гусеничного или пневмоколесного трактора, оснащенного навесным оборудованием и органами управления. Навесное бульдозерное оборудование состоит из: отвала с ножами; толкающей рамы с подкосами, к которым крепится отвал; привода, обеспечивающего подъём и опускание отвала во время работы, а в отдельных моделях бульдозеров также и изменение положения отвала в плане.
На дорожно-строительных работах преимущественное распространение имеют бульдозеры на базе тракторов: ДТ-75М, Т-4АП2, Т100МЗГС, Т-ЮОМЗГП, Т-130.1-Г-1, Т-150, Т-150К, ДЭТ-250М, Т-ЗЗО, Т-500, имеющие соответственно классы тяги: 3 (30), 4 (40), 6 (60)-, 10 (100) и 25 (250) кгс (кН).
Современной тенденцией развития бульдозеров являются расширение их типоразмеров и увеличение единичной мощности, что обеспечивает повышение производительности и снижение себестоимости работ. Перспективный типаж бульдозеров на гусеничных тракторах по тяговым классам составляет 1,4,6,10, 15, 25, 35,50, 75, 100,150.
Тракторы как базовые машины снабжаются гидроприводами управления навесным бульдозерным и рыхлительным оборудованием потребляемой мощностью до 60 % от общей мощности тракторного двигателя при давлении в гидросистемах 16-20 МПа, что обеспечивает возможность значительно заглублять отвал или зубья рыхлителя, а также разрабатывать прочные грунты. Для независимого управления подъёмом и перекосом отвала в современных бульдозерах предусматриваются раздельные гидроприводы.
Рабочий процесс бульдозера
складывается из резания грунта и транспортирования его на относительно небольшие расстояния, не более 100 м.
Бульдозерами можно выполнять
расчистку полосы отвода с удалением кустарника, деревьев, крупных камней, растительного слоя, снега и т. п.; планировку различных строительных площадок, включая объекты дорожного строительства; перемещение и разравнивание грунтов в насыпях, отсыпаемых другими машинами; перемещение экскаваторных и скреперных отвалов в кавальеры; разработку профильных выемок в кавальеры, а там, где возможно, ив насыпи; возведение насыпей при перемещении грунтов из боковых резервов; засыпку ям и оврагов; устройство временных дорог и проездов; разработку песчаных и гравийных карьеров; перемещение и погрузку сыпучих материалов (песка, гравия, щебня и др.) в карьерах и на складах.
Работы по подборке и штабелированию строительных материалов на складах предпочтительнее выполнять бульдозерами на пневмоколесном ходу, так как бульдозеры на гусеничном ходу гусеницами трактора загрязняют материал.
- маневренные и высокоэффективные машины, обладающие высокой проходимостью. На долю бульдозеров в дорожном строительстве приходится не менее 50 % общего объёма земляных работ.
Бульдозеры классифицируются по основным признакам
: по назначению, тяговым показателям (тяговому классу базовой машины), типу ходовой части, рабочему органу и виду управления рабочим органом.
По назначению бульдозеры подразделяются
на общего назначения и бульдозеры специального назначения. Бульдозеры общего назначения применяют для всех основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ преимущественно для разработки грунтов I, II и III категорий. Бульдозеры специального назначения - в особых условиях (к специальным бульдозерам относятся толкачи, бульдозеры для работы в подземных и подводных условиях и.т. п.).
По тяговым показателям базовых машин бульдозеры подразделяются
на сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые.
К сверхлегким относятся класс до 0,9 мощностью 18,5 - 37,0 кВт, к легким - класс 1,4 - 4,0 мощностью 37,0 - 96,0 кВт, к средним - класс 6,0 — 15,0 мощностью 103-154 кВт, к тяжелым — класс 25-35 мощностью 220-405 кВт и к сверхтяжелым - класс свыше 35 мощностью 510 кВт и более.
По ходовой части бульдозеры подразделяются на гусеничные и пневмоколесные
; по рабочему органу - с неповоротным и с поворотным отвалами; по виду управления рабочим органом - с механическим, гидравлическим и пневматическим управлениями.
В настоящее время преимущественное распространение имеет гидравлический привод, имеющий несравненное преимущество перед механическим.
В табл. 3.1 приведены основные данные по бульдозерам с неповоротным отвалом, в табл. 3.2 - с поворотным отвалом, в табл. 3.3 - по колесным бульдозерам.
В связи с возрастающими объёмами строительства автомобильных дорог, соответственно значительного объёма земляных работ, выполняемых бульдозерами, перспективный выпуск бульдозеров направлен на увеличение единичной их мощности, а также на сочетание использования базисных тракторов двумя видами оборудования — бульдозерным и бульдозерно-рыхлительным.
Таблица 3.1
Показатели | ДЗ-29 | ДЗ-42Г | ДЗ-5 3 | ДЗ-54, | ДЗ-27С | ДЗ-110хл | ДЗ-35Б | ДЗ-П8 | ДЗ-60хл |
Д3-54с | |||||||||
Базовый трактор | Т-74-С2 | ДТ-75М | т-100мз | Т-100-МЗГП | Т-130.1.Г-1 | Т430.1.Г-1 | Т-180кс | ДЭТ-250Л- | [ Т-330 |
Мощность двигателя
трактора, кВт |
55,2 | 55,2 | 79 | 79 | 117,8 | 117,8 | 132 | 228 | 243 |
Номинальное тяговое
усилие, кН |
30 | 30 | 94 | 94 | 94 | 100 | 168 | 220 | 200 |
Длина отвала, мм | 2520 | 2560 | 3200 | 3200 | 3200 | 3200 | 4430 | 4310 | 5480 |
Высота отвала, мм | 800 | 800 | 1200 | 1200 | .900 | 900 | 1200 | 1550 | 1420 |
Максимальный подъём
отвала, мм (над опор ной поверхностью) |
600 | 600 | 900 | 900 | 900 | 900 | 900 | 970 | 1118 |
Максимальное опуска-
ние отвала, мм (ниже опорной поверхности) |
200 | 200 | 1000 | 400 | 500 | 500 | 300 | 550 | 790 |
Угол резания, град | 55 | 55 | 55 | 50-60 | 50-60 | 55 | 45-55 | 45-60 | 45-65 |
Угол установки отвала,
град: в планево поперечной пло- |
|||||||||
90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 70-90 | 90 | 55-90 | |
— | — | ±6 | +6 | ±4 | ±6 | + 5 | ±12 | ±6 | |
Привод рабочего орга-
на канатно-блочный или гидравлический |
— | — | Механи-
ДЗ-21А (Д4996) |
— | — | — | — | — | — |
Показатели | ДЗ-29 | ДЗ-42Г | ДЗ-53 | ДЗ-54, ДЗ-54С | ДЗ-2 7с | ДЗ-110хл | ДЗ-35Б | ДЗ-118 | ДЗ-60хл |
Тип лебёдки или гидронасоса | НШ-46У | НШ-46У | НШ-46У | НШ-98 | НШ-98 | НШ46У | УРС-10, НШ46У | НШ-32У | |
Число гидронасосов | 1 | 1 | — | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Рабочее давление в гидросистеме, МПа | 10 | 10 | — | 10 | 10 | 10 | 10 | 7,5 | 14 |
1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | ||
Средняя скорость перемещения, км/ч: | |||||||||
транспортная | 6,4-10,1 | 6,4-10,1 | 8,8-12,25 | 8,8-12,25 | 8,7-12 | 3,19 | 0-12,7 | ||
2,4 | 2,4 | 3,6 | 3,6 | 2,9 | 2,3 | 0-3,6 | |||
при возвратном движении задним ходом | 4,5-5,3 | 4,5-5,3 | 4,9-9,9 | 4,9-9,9 | 3,2-7,5 | 2,3-12,5 | 0-10,6 | ||
4,5-6,4 | 4,5-6,4 | 4,4-8,8 | 4,4-8,8 | 6,4-8,7 | 2,3-12,5 | 0-6,6 | |||
Масса машины, кг: | |||||||||
без трактора | 850 | 1 070 | 2 133 | 1780 | 1 920 | 2285 | 2 900 | 4 900 | 8420 |
с трактором | 6 375 | 6 860 | 14 115 | 13 710 | 15 950 | 16 315 | 18300 | 32 440 | 44 700 |
Таблица 3.2
Показатели | ДЗ-104 | ДЗ-17 | ДЗ-18 | ДЗ-28 | ДЗ-109хл | ДЗ-6Охл | ДЗ-64С |
Базовый трактор | Т-4АП2 | Т-100МЗ | Т-100МЗГП | Т-130.1.Г-1 | Т-130Л.Г-1 | Т-330 | Т-500 |
Мощность двигателя трактора, | 95,8 | 79 | 79 | 117,8 | 117,8 | 243 | 368 |
кВт | |||||||
40 | 60 | 100 | 94 | 94 | 220 | 350 | |
Длина отвала, мм | 2600 | 3940 | 3970 | 3940 | 4120 | 5180 | 5540 |
Высота отвала, мм | 990 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1420 | 1400 |
Максимальный подъём отвала, | 700 | 1100 | 1050 | 1050 | 1030 | 1260 | 1000 |
мм (над опорной поверхностью) | |||||||
Максимальное опускание отвала, | 300 | 1000 | 250 | 440 | 440 | 690 | 500 |
мм (ниже опорной поверхности) | |||||||
Угол резания, град | 45-60 | 50-60 | 50-60 | 50-60 | 50-60 | 50-60 | 50-60 |
Угол установки отвала, град: | |||||||
в плане | 63-90 | 63-90 | 63-90 | 50-90 | 50-90 | 63 и 90 | 63 и 90 |
в поперечной плоскости | +6 | ±5 | ±5 | ±6 | +6 | ±10 | ±6 |
Привод рабочего органа канатно- | — | Механиче- | — | — | — | — | — |
блочный или гидравлический | ский | ||||||
ДЗ-21А | |||||||
(Д-499Б) | |||||||
Тип фрикционной лебёдки или | НШ46У | — | НИ1-46У | НШ-98У | НШ-98У | НШ-98У | НШ-98У |
гидронасоса | |||||||
Число гидронасосов | 1 | — | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Рабочее давление в гидросистеме МПа. | 14 | 10 | 10 | 10 | 14 | 14 |
Окончание табл. 3.2
Показатели | ДЗ-104 | ДЗ-17 | ДЗ-18 | ДЗ-28 | ДЗ-109ХЛ | ДЗ-60хл | ДЗ-64С |
Число исполнительных гидроцилиндров | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Средняя скорость перемещения, | |||||||
транспортная | 7,37-9,54 | 6,4-10,1 | 6,4-10,1 | 8,8-12,25 | 8,8-12,25 | 0-42,7 | |
при резании и перемещении грунта | 2,89 | 2,4 | 2,4 | 3,6 | 3,6 | 0-36 | |
при возвратном движении зад ним ходом | 4,68-7,04 | 4,5-5,3 | 4,5-5,3 | 4,9-9,9 | 4,9-9,9 | 0-10,6 | |
при возвратном движении передним ходом | 6,37-7,37 | 4,5-6,4 | 4,5-6,4 | 4,4-8,8 | 4,4-8,8 | 0-6,6 | |
Масса машины, кг: | |||||||
без трактора | 1440 | 2 200 | I860 | 2 000 | 650 | 6 730 | 12 000 |
С трактором | 9 960 | 14 000 | 14 100 | 16 320 | 16 956 | 37 400 | 52 000 |
Таблица 3.3
Показатели | ДЗ-102 | ДЗ-48 |
Базовый трактор
Мощность двигателя трактора, кВт Номинальное тяговое усилие, кН Длина отвала, мм Высота отвала, мм Максимальный подъём отвала, мм (над опорной поверхностью) Максимальное опускание отвала, мм (ниже опорной поверхности) Угол резания, град Угол установки отвала, град: в поперечной плоскости Привод рабочего органа канатно-блочный или гидравлический Тип фрикционной лебёдки или гидронасоса Число гидронасосов Рабочее давление в гидросистеме, МПа Число исполнительных гидроцилиндров Средняя скорость перемещения, км/ч: транспортная при резании и перемещении грунта при возвратном движении задним ходом при возвратном движении передним ходом Масса машины, кг: без трактора с трактором |
МТЗ-80 | К-702 |
Единичная мощность выпускаемых в настоящее время отечественной промышленностью гусеничных тракторов, на которых монтируется бульдозерное и рыхлительное оборудование, достигает 368 кВт, а в ближайшем перспективном плане эта мощность будет достигать 1178 кВт.
Бульдозерно-рыхлительный агрегат предназначен для разрушения плотных и мерзлых грунтов, отделяя их от общего массива в виде различной величины глыб и кусков с последующим рыхлением. Бульдозерно-рыхлительный агрегат монтируется на задней части базисного трактора, передняя часть которого оснащена основным бульдозерным оборудованием.
В табл. 3,4 приведены основные данные по бульдозерно-рыхлительным агрегатам, применяемым в дорожном строительстве.
Бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалами
. Отличительной особенностью бульдозеров является неизменяемое или изменяемое положение их рабочих органов. В первом случае (рис. 3.1(я) положение отвала бульдозера как рабочего органа не может быть изменено в плане (вправо или влево); во втором случае (рис. 3.1, б)
отвал бульдозера (как рабочий орган) может быть повернут в плане (вправо или влево) на угол до 35° в каждую сторону.
Таблица 3.4
Показатели | ДЗ-Пбхл | Д3-117хл | ДП-9С | ДЗ-94С | ДЗ-95С | ДЗ-96С |
Базовый трактор | Т-130.1.Г-1 | Т-130.1.Г-1 | ДЭТ-250М Т-ЗЗО | Т-ЗЗО | Т-500 | |
Мощность двигателя трактора, кВт | 117,8 | 117,8′ | 228 | 243 | 243 | 368 |
Номинальное тяговое усилие, кН | 94 | 94 | 220 | 200 | 220 | 350 |
Бульдозерное оборудование | ДЗ-ПОхл | ДЗ-109хл | Д3-34с | Д3-59хл | ДЗ-бОхл | ДС-68С |
Рыхлительное оборудование | ДП-26с | ДП-26с | ДП-9с | ДП-Юс | ДП-Юс | ДП-11е |
Число зубьев в агрегате | 1 | 1 | 1-3 | 3 | 3 | 1 |
Максимальное заглубление зубьев, мм | 450 | 450 | 700 | 700 | 700 | 1000 |
Ширина наконечника зуба, мм | 70 | 70 | 105 | 100 | 100 | 124 |
Угол рыхления при наибольшем заглуб- | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 |
лении, град | ||||||
Тип применяемого в гидросистеме насоса | Шестеренчатый | Аксиально- | Шестеренчатый | |||
нерегулируемый | плунжерный | ] | черегулируемый | |||
Тип насоса | НШ-98 | НШ-98 | УРС-10 | — | — | |
Число насосоа | 1 | 1 | 1 | — | _ | — |
Габаритные размеры с трактором и буль- | ||||||
дозером, мм: | ||||||
длина | 6 350 | 6 550 | 8 655 | 8 740 | 9 130 | 9410 |
ширина | 3 220 | 4 120 | 4 540 | 4 730 ■. ■ | 5 480 | 5 000 |
высота | 3 065 | 3 065 | 3 180 | 3 450 | 3 450 | 3 500 |
Масса, кг: | ||||||
навесного рыхлительного оборудования | 1400 | 1400 | 5 925 | 5 015 | 5 015 | 5 500 |
общая с трактором и бульдозерным | 17 750 | 18 070 | 38 350 | 50 530 | 49 930. | 55 000 |
оборудованием |
Рис. 3.1. Бульдозеры:
а - с механическим приводом; б - с гидравлическим приводом; 1 - базовый трактор; 2 - передняя стойка; 3 - полиспаст канатно-блочной системы; 4 - козырек от вала; 5 - отвал; 6 - ножи; 7 - подкосы; 8 - толкатели; 9 - универсальная толкающая рама; 10 - опорные шарниры крепления толкающей рамы к раме трактора; 11 - опоры; 12 - приводная однобарабанная лебёдка; 13 - гидроцилиндры управления отвалом; 14 - шаровое соединение отвала с универсальной толкающей рамой
Рис. 3.2. Отвал бульдозера ДЗ-54:
1 - вертикальные ножи; 2 - лобовой лист; 3, 4, 5 - болты, шайбы, гайки; б - основной нож; 7- боковые ножи; 8- боковые щеки; 9 - кронштейн для крепления отвала
Рабочее оборудование бульдозеров
- отвал (рабочий орган), навешиваемый спереди базового трактора и управляемый посредством канатно-блочной системы однобарабанной фрикционной лебёдки или гидравлической системы, состоящей из одного или нескольких насосов, трубопроводов и исполнительных гидроцилиндров.
К бульдозерному оборудованию относятся отвал как основное рабочее оборудование; толкающее устройство (рама); система управления отвалом.
Отвал
представляет собой сварную конструкцию, состоящую из лобового листа криволинейного очертания, козырька, нижней и верхней коробок жесткости, вертикальных ребер жесткости и боковых стенок. Тыльная часть отвалов у бульдозеров с неповоротным отвалом (рис. 3.2) по боковой их части снабжена проушинами для соединения отвала с толкающими брусьями и раскосами. У бульдозеров с поворотным отвалом (рис. 3.3) тыльная часть отвалов в средней их части снабжена шаровым гнёздом для соединения отвала с толкающей рамой, имеющей шаровую пяту.
Лобовой лист сварен из двух продольных частей, одна, нижняя, имеет плоское очертание, а другая, верхняя - криволинейное очертание.
Торцы отвала у большинства бульдозеров закрыты боковыми щеками, к которым приварены вертикальные ножи. На щеках предусмотрены отверстия для крепления уширителей отвала. В большинстве случаев верхняя часть отвалов снабжается козырьком, препятствующим потере перемещаемого грунта через отвал.
Рис. 3.3. Отвал бульдозера ДЗ-17:
1 - вертикальная связь; 2 - козырек; 3 - крышка; 4 - гнёздо; 5,7- крайние ножи; 6 - средний нож; 8 - уголок верхней коробки жесткости; 9 - проушина; 10 - пальцы крепления раскоса и толкателя; 11 - лобовой лист; 12 - нижняя коробка жесткости.
Нижняя сварная коробка, к которой крепится нижняя часть отвала, в поперечном сечении имеет вид трехгранной призмы. Верхняя коробка также сварная, к которой «крепится верхняя часть отвала, представляет собой балку квадратного сечения.
Соединение отвала с толкающими брусьями и раскосами (при неповоротных отвалах) осуществляется проушинами и пальцами; соединение отвала с толкающей рамой (при поворотных отвалах) - посредством шарового гнёзда, шаровой пяты и запорной пластины.
Толкающие устройств
а для бульдозеров с неповоротным отвалом состоят из брусьев коробчатого или трубчатого сечения (рис. 3.4, а) и винтовых раскосов (рис. 3.4, б), как правило, трубчатого сечения. На каждый бульдозер требуется по два бруса и по два раскоса - по одному брусу и раскосу на каждую сторону. Брусья толкающего устройства крепятся с одной стороны к основной раме базового трактора, с другой - к отвалу; соединение обеспечивается посредством опор, проушин, крестовин и пальцев. Для бульдозеров с поворотным отвалом эти устройства представляют собой универсальную раму подковообразной формы, состоящую из двух одинаковых сваренных в середине половин (рис. 3.5). В соединении половин рамы спереди вварена шаровая пята, а с противоположной стороны (внутри рамы) приварена распорная пластина, обеспечивающая дополнительную жесткость универсальной раме. На верхней полке каждой полурамы приварены по три опорных кронштейна с проушинами, предназначенные для крепления толкателей (рис. 3.6), что обеспечивает возможность установки отвала в плане (в одну или в другую сторону) под различными углами. На универсаль¬ной раме по обе стороны от шаровой пяты приварены два кронштейна для крепления к ним штоков гидроцилиндров подъёма - опускания отвала.
Рис. 3.5. Универсальная толкающая рама :
1 и 5 - балки коробчатого сечения; 2, 3 и 6 — проушины с пальцами для крепления толкателей и раскосов; 4 - шарооб-разная головка рамы; 7 — проушины для присоединения толкателей; 8 - раз-резные проушины для присоединения рамы к трактору; 9 — опоры тележек тракторов
Рис. 3.6. Толкатель бульдозера:
1, 12 и 14 - крестовины для присоединения раскосов и толкателей к отвалу; 2 - разъемные вкладыши; 3 - винтовая нарезка раскосов; 4 - рукоять с винтовой нарезкой для изменения длины раскосов; 5 - раскосы; 6 - проушины; 7- винтовая нарезка для изменения длины толкателей при повороте отвала; 8 - шкворень; 9 - вилка; 10- толкающее устройство; 11- узел крепления; 13 - пальцы
К нижнему листу отвала болтами с потайными головками крепятся сменные ножи - один средний и два боковых. Ножи имеют двустороннюю заточку, главным образом боковые, для того чтобы при затуплении их можно было переставлять.
Изменение положения отвала бульдозера (перестановка в плане и в поперечной плоскости) выполняется вручную при полной остановке машины. В последнее время ВНИИстройдормашем разработана конструкция для изменения положения отвала бульдозера за счет оснащения этой машины гидрофицированным устройством перекоса отвала, управление которым при изменении положения отвала выполняется непосредственно с рабочего места машиниста, не выходя из кабины трактора, что не только сокращает время на перестановку и регулировку отвала, но и обеспечивает разработку грунтов повышенной прочности.
К перспективной технике относится созданный Челябинским заводом дорожных машин сверхмощный трактор Т-800 с двигателем 600 кВт, оснащенный мощным бульдозерным оборудованием.
Бульдозер, созданный на тракторе Т-800, не только обеспечивает высокую производительность (в 3-4 раза превышающую производительность бульдозера на тракторе ДЭТ-250М), но дает также возможность разрабатывать и скальные грунты.
Рис. 3.7. Бульдозернорыхлительный агрегат
:
1 — отвал; 2 — гидрораскос; 3 - трактор; 4 — прицепная серьга; 5 - опорная рама; 6 - верхняя тяга; 7 — рама; 8 - рабочая балка; 9 — зуб; 10 — гвдроцилиндр
Рабочее оборудование бульдозерно-рыхлительньк агрегатов. Основное оборудование — рама и рыхлительные зубья, навешиваемые сзади базового трактора и управляемые посредством гидравлической системы (рис. 3.7).
По конструктивным особенностям бульдозерно-рыхлительное оборудование подразделяется на однозубные и многозубные рыхлители.
Рис. 3.8. Навесное рыхлительное оборудование
:
1 - верхняя тяга; 2 - опорная рама; 3 - гидроцилиндры заглубления; 4 нижняя рама; 5 - зуб; б - рабочая балка; 7- рама рыхлителя
По способу навески этот вид оборудования навешивается либо к корпусу заднего моста (наиболее распространенный способ), либо к раме заднего моста; по креплению рыхлительных зубьев может быть с жестким и шарнирным креплением.
Бульдозерно-рыхлительное оборудование (рис. 3.8) применяют для предварительной разработки (рыхления) более прочных, особо прочных, мерзлых, а в отдельных случаях и скальных грунтов и пород, особенно при мощных базовых тракторах.
Рабочим органом рыхлительного оборудования является зуб, состоящий из стойки с посадочным хвостовиком, наконечника, защитной накладки и элементов крепления.
В современных рыхлителях применяют стойки (как несущий элемент бульдозерно-рыхлительного оборудования) 3 типов - изогнутые, прямые, с малым изгибом. Наибольшее применение получили изогнутые стойки, так как в процессе рыхления грунтов имеют меньшую напряженность в сравнении с прямыми, хотя изогнутые стойки при работе нередко заклиниваются глыбами средних и тяжелых трещиноватых скальных и мерзлых грунтов и пород. Поэтому чаще всего применяют малоизогнутые стойки.
2.5. Бульдозеры и бульдозеры-рыхлители
2.5.1. Бульдозеры
Бульдозер – это самоходная гусеничная или колесная машина с регулируемым фронтально-расположенным отвалом, которая режет, перемещает и распределяет материал при движении вперед. Основное отличие бульдозера от исполнения других землеройно-транспортных машин заключается в наличии отвала, с помощью которого разрабатывается грунт и затем перемещается в виде так называемой призмы волочения.
Бульдозеры характеризуются рядом основных параметров, к которым относятся: тяговый класс, мощность двигателя базового трактора, масса машины, размеры отвала, высота подъема отвала, заглубление отвала, скорость движения, удельное давление на грунт, габаритные размеры. Тяговый класс базового трактора – главный параметр бульдозера. Он характеризует напорное усилие или силу тяги, развиваемую при минимальной скорости рабочего хода и минимальном буксовании гусениц или колес.
Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходового устройства, конструкции рабочего оборудования, тяговому классу базового трактора (табл. 2. 23).
Таблица 2.23
Классификация бульдозеров
Строительные бульдозеры |
Назначение |
Общего назначения |
Специальные |
||
Многоцелевого назначения |
||
Ходовое устройство |
Колесное |
|
Гусеничное |
||
Тип отвала |
Неповоротный |
|
Поворотный |
||
Универсальный |
||
Управление отвалом |
Канатно-блочное |
|
Гидравлическое |
||
Тяговый класс трактора |
Малогабаритные (класс до 0,9) |
|
Легкие (классов1,4…4) |
||
Средние (классов 6…15) |
||
Тяжелые (классов 25…35) |
||
Сверхтяжелые (класса свыше 35) |
Бульдозерам всех исполнений присваивается индекс в виде букв ДЗ и цифровой части, аналогичный индексу скреперов. В последнее время в ряде моделей бульдозеров стала применяться маркировка, состоящая из букв и цифр, которые обозначают индекс базового трактора. Например, индекс Б10МБ означает – бульдозер на базе трактора Т–10МБ; ТМ-25.01 – бульдозер на тракторе Т-25.01. Используются и другие системы индексации (см. техническую характеристику современных бульдозеров, выпускаемых в России и странах СНГ, табл. 2.24).
Таблица 2.24
Техническая характеристика гусеничных бульдозеров
Индекс |
Базовый тягач |
Масса, т |
||||
марка |
тяговый Класс |
мощность, кВт |
без тягача |
с тягачом |
||
Бульдозеры с неповоротным отвалом |
||||||
ДЗ-42Г ДЗ-101А ОБГН-4 ОБГН-4М Б10МБ-2121 Б10М.0100Е ТС-10 ДЗ-162 ДЗ-54 ДЗ-27 ДЗ-110А ДЗ-35 ДЗ-35С ДЗ-158 ДЗ-34С ДЗ-118 ДЗ-124ХЛ ДЗ-59 ДЗ-141ХЛ |
ДТ-75М Т-4АП2 Т-4А.01 Т-4АП2.01 Т-10МБ Т-10М ТС-10 ДТ-75Н Т-100МЗ Т-130 Т-130 Т-180 Т-180Г Т-25.01 ДЭТ-250 ДЭТ-250М Т-330 Т-330 Т-500 |
2,87 2,51 2,16 1,71 1,85 1,99 2,06 6,91 3,98 4,87 8,046 8,615 |
7,985 10,15 9,97 10,33 19,56 16,76 16,5 9,82 13,71 13,35 16,02 17,065 18,76 40,51 31,38 34,8 46,5 44,0 61,35 |
|||
Бульдозеры с поворотным отвалом |
||||||
ДЗ-42П ДЗ-17 ДЗ-19 ДЗ-28 ДЗ-109Б ДЗ-171.1 ДЗ-25 ДЗ-35Б ДЗ-60ХЛ |
Д75Д Т-100МЗ Т-100МЗБГ Т-130.1.Г-1 Т-130.1.Г-1 Т-170 Т-180ГП Т-180КС Т-330 |
4,73 2,25 3,96 8,42 |
7,43 17,1 16,32 16,28 16,5 19,32 17,9 44,69 |
|||
Бульдозер (рис. 2.8) состоит из базовой машины и навесного рабочего оборудования. Бульдозерное оборудование включает в себя отвал 2 с ножами 1, толкающее устройство, состоящее из основной рамы 3, двух толкателей 7 и гидросистемы управления отвалом 6. Толкающее усилие, развиваемое двигателем трактора 5, через толкающее устройство передается на отвал, который ножами срезает грунт. Толщина срезаемой стружки регулируется гидроцилиндрами 4 подъема и опускания отвала.
При резании грунта бульдозер перемещается на рабочей скорости, обычно соответствующей первой передаче, с целью получить возможно большее тяговое усилие. Для сокращения продолжительности цикла желательно предельно сокращать путь копания, для чего грунт следует разрабатывать с возможно большей толщиной стружки. Рекомендуется при разработке слабых грунтов применять прямослойную схему резания грунта, в плотных грунтах – клиновую или гребенчатую схему.
Рис. 2.8. Бульдозер с поворотным отвалом
1 – нож; 2 – отвал; 3 – рама; 4 – гидроцилиндры подъема отвала;
5 – трактор; 6 – гидроцилиндры поворота отвала; 7 – толкатель
После образования перед отвалом призмы грунта его транспортируют при переднем ходе на расстояние и одновременно подрезают. Подрезанием компенсируются потери грунта, высыпающегося из призмы по бокам отвала. При подходе к месту отсыпки отвал поднимают, призма грунта ссыпается, образуя штабель. С поднятым отвалом бульдозер на максимально возможной скорости возвращается в забой задним ходом (при небольших расстояниях передвижения) или передним ходом с разворотами.
В последнее время некоторые модели неповоротных и поворотных гидравлических бульдозеров снабжаются автоматизированными системами управления отвалом «Копир-Автоплан-10» и «Комбиплан-10», осуществляющими автоматическую стабилизацию заданного положения отвала при выполнении окончательных планировочных работ. Эти системы имеют ту же элементную основу, что и рассмотренные выше системы управления скреперами.
Система автоматики «Копир-Автоплан-10» установлена на бульдозере с поворотным отвалом ДЗ–109Б–1 (рис. 2.9). Система «Комбиплан-10» установлена на бульдозерах с неповоротным отвалом ДЗ–110А–1 и ДЗ–110В–1.
Рис. 2.9. Аппаратура системы "Копир-Автоплан-10"
1 – источник лазерного излучения; 2 – фотоприемное устройство (ФПУ); 3 – механизм перемещения (МП) с датчиком обратной связи;
4 – тахогенератор (ТГ); 5 – датчик ДКБ; 6 – пульт управления;
7 – аккумулятор
Техническая производительность бульдозера при резании и перемещении грунта, м 3 /ч, определяется по формуле
П Т = 3600 V пр К У К С / Т Ц, (2.21)
где V ПР – геометрический объем призмы волочения грунта (в плотном теле), м 3 ;
V ПР = 0,5 L H 2 / ctgφ o K p , (2.22)
где L, H – соответственно длина и высота отвала; φ о – угол естественного откоса при перемещении материала (среднее значение φ о = 30°; ctg φ o = 1,73); К Р – коэффициент разрыхления грунта (для грунта 1-й группы равен 1,1; 2-й группы – 1,2; 3-й группы – 1,3); К У – коэффициент, учитывающий влияние уклона местности (табл. 2.22); К С – коэффициент сохранения грунта при его транспортировке:
К С = 1 – 0,005 S в , (2.23)
где S в – дальность перемещения (возки) грунта, м; Т Ц – продолжительность цикла, с:
Т Ц = S p / v p + S B / v B + S 0 / v o + Σ t, (2.24)
где S P , S B , S O – длина соответственно пути резания, возки грунта и обратного хода, м; S O = S P + S B ; v P , v B , v O – скорость трактора при резании, перемещении грунта и обратном ходе, м/с, (табл. 2.23); Σt – время на переключение передачи, опускание отвала, остановки в начале и конце рабочего хода и др. вспомогательные операции (в среднем Σ t = 15…20 с).
Длина пути резания грунта
S p = V пр / Lh c (2.25)
где V ПР – объем призмы волочения грунта, м 3 ; L – длина отвала бульдозера, м; h С – толщина срезаемого слоя грунта, м, (табл. 2.23).
Таблица 2.22
Влияние уклона местности на производительность бульдозера
Направление резания |
Значение коэффициента К У при уклоне местности, % |
||||
Под уклон |
|||||
На подъем |
0,85 |
Таблица 2.23
Основные технологические параметры работы бульдозера
Группа грунта |
Тяговый класс бульдозера |
Толщина резания грунта, см |
Скорость, м/с, при |
||
резании грунта |
груженом ходе |
обратном ходе |
|||
Последние материалы раздела: |