Обязанность управляющей компании по раскрытию информации. Перед ЖКХ все равны: Минстрой готовит для управляющих компаний «кодекс чести Есть решение новые стандарты работы управляющих компаний

По правилам осуществления деятельности по управлению МКД, утверждённым Постановлением Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года , управление всеми жилыми домами должно осуществляться на основе действующих стандартов. В 2014 году в соответствии с ФЗ №184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании», а также согласно приказам Росстандарта разработаны и утверждены для добровольного использования национальные стандарты РФ ГОСТ Р .

Национальные стандарты были объединены под общим названием «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами». Документы утверждены Приказом Росстандарта №543 от 11.06.2014 года и введены в действие с 1 июля 2015 года.

Требования национальных стандартов ГОСТ Р к деятельности по управлению МКД

Национальные стандарты ГОСТ Р выработаны для обеспечения более тесного и лучшего взаимодействия между собственниками помещений в МКД и управляющими компаниями. Документы устанавливают конкретные требования к квалификации специалистов УК, порядку ведения и обновления технической документации, формированию состава, определению стоимости и взиманию оплаты выполняемых работ и оказываемых услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме.

Национальные стандарты и правила осуществления деятельности по управлению МКД устанавливаются Правительством РФ. Управляющая компания в целях надлежащего содержания общего имущества в доме должна обеспечивать санитарно-эпидемиологические мероприятия, следить за техническим состоянием МКД и контролировать пожарную безопасность.

Одним из основных условий национальных стандартов ГОСТ Р «Услуги жилищно- коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами» является наличие чётко сформулированного заказа на услуги (выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД).

Перечень национальных стандартов «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами»

В данный перечень входят следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 51929-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения.
  • ГОСТ Р 56038-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56037-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. Общие требования.
  • ГОСТ Р 51617-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56192-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56193-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56194-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги проведения технических осмотров многоквартирных домов и определения на их основе плана работ, перечня работ. Общие требования.
  • ГОСТ Р 56195-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов.Общие требования.

Эти стандарт целесообразно применять системно, чтобы оптимизировать процесс управления МКД и содержания общего имущества в доме. Для этого, прежде всего, потребуется утвердить состав общего имущества в доме , которое УК принимает для организации и выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту.

Порядок определения состава работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД

Контроль качества оказываемых работ и услуг

Управляющая компания должна отчитаться перед собственниками жилья за каждый вид работ и услуг, который они заказали (п. 5.21 «Предоставление заказчику отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом» ГОСТ Р 56038-2014).

Кроме того, после введения лицензирования деятельности управляющих компаний по управлению МКД осуществляется лицензионный контроль за их работой. За несоблюдение лицензионных требований управляющая компания может получить административный штраф в крупных размерах, а её руководитель попасть под дисквалификацию.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт проводит технический заказчик, которым может являться региональный оператор, ТСЖ или УК. При выборе на ОСС способа открытия счёта для формирования фонда капитального ремонта в решении собственников необходимо указать, что капитальный ремонт следует проводить по ГОСТ Р 56193-2014 .

Если фонд капремонта формируется на счёте регионального оператора , то именно этот оператор отвечает за организацию и проведение капитального ремонта. При выборе спецсчёта МКД вся процедура по организации и проведению капремонта ложится на плечи собственников помещений в доме.

Переход на управление МКД в соответствии со стандартами

В соответствии со ст.1 и 12 ФЗ №184 от 27.12.2002 года «О техническом регулировании» стандартизация деятельности управляющих компаний по управлению МКД основана на добровольном применении регламентирующих документов.

Для перехода на управление МКД по ГОСТ Р, нужно выполнить 3 условия:

  1. На общем собрании собственников помещений нужно принять решение о добровольном переходе управления МКД и выполнении работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме на основе национальных стандартов ГОСТ Р. Указать в решении собственников жилья все выбранные национальные стандарты, утверждённые требования и порядок выполнения работ.
  2. Специалисты УК должны изучить национальные стандарты с целью их применения на практике.
  3. Управляющей компании нужно внедрить системы управления, подготовки персонала, оценки и контроля качества. УК предстоит внедрять систему оценки и контроля качества и не реже 1 раза в 5 лет в целях прохождения специалистами повышения квалификации (п. 9 ГОСТ Р 56192-2014).

Однако следует учесть, что стандартизация деятельности управляющей компании по управлению многоквартирными домами не должна противоречить соблюдению лицензионных требований, что является основополагающим принципом её работы.

В статье приведен организационно-методический механизм подготовки и применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ. Представлены основные задачи и функции участников процесса на федеральном региональном и муниципальном уровне, включая предприятия отрасли.

Изменение профессиональных требований к профподготовке работников ЖКХ

С 1 июля 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“». В соответствии со ст. 195.3 этого закона профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России для отдельных профессий (должностей), обязательны для организаций тех отраслей экономики, где федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (приказами федеральных министерств и ведомств) установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения им трудовой функции. Теперь каждый работодатель обязан предъявлять требования к профессиональным квалификациям, образованию и трудовому опыту работника или претендента на ту или иную должность в строгом соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Понятия квалификация работника в сф(уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы) и профессиональный стандарт (характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности) определены в ст. 195.1 Федерального закона № 236-ФЗ от 03.12.2012 «Понятие квалификации работника и профессионального стандарта».

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, который в рамках конкретной области профессиональной деятельности, например в жилищно-коммунальном хозяйстве:

  • описывает бизнес-процессы для достижения целей и задач, стоящих перед тем или иным видом профессиональной деятельности (например, водоснабжение и водоотведение или управление и эксплуатация многоквартирных домов);
  • определяет требования к содержанию и условиям труда, квалификации, знаниям, умениям и набору компетенций работников по различным квалификационным уровням (от разнорабочего до руководителя организации);
  • является механизмом саморегулирования рынка труда, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, и средством обеспечения качества человеческих ресурсов в отрасли.

Требования к квалификации работников, приобретенной ими в рамках непрерывного образования или на производстве, постоянно повышаются. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке профессиональных квалификаций» установил принципиально новый подход к определению (подтверждению) профессиональных квалификаций работников рынка труда и сферы ЖКХ. Теперь их знания, навыки и умения должны соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Процедура оценки основана на доверии работодателей и граждан к ее качеству.

Правительство РФ приняло постановление от 27.06.2016 № 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее - Постановление № 584). Этот подзаконный акт обязал предприятия (организации) утверждать планы по организации применения профессиональных стандартов. В таких планах определяется список профессиональных стандартов, подлежащих применению, устанавливается потребность в профессиональном образовании (обучении) и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах. В плане также должен приводиться перечень локальных нормативных актов, подлежащих изменению на предприятии с учетом требований профессиональных стандартов, и другие документы организации, касающиеся вопросов оценки квалификации работников. Планы обсуждаются с представительным органом работников.

Таким образом, профессиональные стандарты в сфере ЖКХ стали частью государственной кадровой политики. С 1 июля 2016 г. их начали внедрять на предприятиях и в организациях различных отраслей экономики.

Постановление № 584 адресует свои поручения непосредственно государственным корпорациям и муниципальным предприятиям. Тем не менее иные нормативные правовые и методические документы, регулирующие деятельность по развитию профессиональных квалификаций (в т. ч. документы Правительства РФ, Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Минтруда России), говорят о том, что в этом процессе должны принимать участие отраслевые министерства и ведомства, общероссийские отраслевые объединения работодателей и профсоюзов, администрации субъектов РФ и муниципальных образований. При этом каждая сторона этого многопланового процесса должна решать вполне конкретную, отведенную ей задачу.

  • Оценка профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на федеральном уровне

На федеральном уровне принимаются основные нормативные правовые и методические документы, которые обеспечивают применение профессиональных стандартов на местах. Формируется перечень наиболее востребованных в той или иной отрасли профессий, под них организуются разработка и утверждение профессиональных стандартов. В сфере ЖКХ в 2012-2014 гг. этим занимался Минрегион России, а затем Минстрой России, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения. С 2014 г. координирующую функцию по формированию отраслевой системы квалификаций в ЖКХ принял на себя Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ (СПК ЖКХ). Совет создан решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям от 29.07.2014 (протокол № 3) и наделен полномочиями:

  • по проведению мониторинга рынка труда, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий в сфере ЖКХ;
  • по разработке, актуализации и применению профессиональных стандартов в сфере ЖКХ;
  • по разработке, применению и актуализации отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований в сфере ЖКХ;
  • по организации и координации деятельности по оценке профессиональных квалификаций в сфере ЖКХ в соответствии с утвержденными профессиональными стандартами и иными установленными квалификационными требованиями;
  • по участию в разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения, а также в организации деятельности по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в сфере ЖКХ.

Минстрой России, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения подписали 21 декабря 2015 г. соглашение о сотрудничестве, чем и ратифицировали упомянутое решение. В состав СПК ЖКХ вошли компетентные представители Минстроя России, Фонда содействия реформированию ЖКХ, общероссийских отраслевых ассоциаций предприятий (водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики, управления многоквартирными домам, похоронного дела и др.), а также представители отраслевого образования и науки; общероссийских и региональных объединений работодателей и профсоюзов. Совет сформировал благоприятные условия для внедрения профессиональных стандартов на предприятиях сферы ЖКХ.

За время работы СПК ЖКХ:

  • разработаны и утверждены:

46 отраслевых профессиональных стандартов;

99 новых наименований профессиональных квалификаций;

обучены и аттестованы в соответствии с Требованиями к членам квалификационной комиссии Центра оценки квалификаций в ЖКХ и Требованиями к Центру оценки квалификаций в ЖКХ, утв. решением СПК ЖКХ от 28.07.2015 (протокол № 3)*:

37 экспертов по оценке профессиональных квалификаций;

51 технический эксперт для работы в региональных Центрах оценки квалификаций (ЦОК ЖКХ).

* Все эти документы размещены на сайте Совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ www.expertgkh.com.

Совместно с Национальным агентством развития квалификаций ведется разработка, согласование и утверждение 65 комплектов оценочных средств (КОС) - основного инструмента оценки профессиональных квалификаций работников предприятий в сфере ЖКХ в процессе проведения профессионального экзамена.

  • В каких случаях применение профессиональных стандартов обязательно?

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на региональном уровне

На основе нормативно-методической базы, сформированной СПК ЖКХ, регионы внедряют профессиональные стандарты на отраслевых предприятиях. Субъекты Российской Федерации создают при министерствах ЖКХ (комитетах, департаментах) комиссии по применению профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ территории. В них включаются представители региональных объединений работодателей и профсоюзов, отраслевых предприятий и иных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по формированию и развитию профессиональных квалификаций на региональном рынке труда, - регионального министерства (комитета) по труду, служб занятости, учреждений образования и др.

Комиссии в своей деятельности руководствуются:

  • федеральными законами:

От 03.12 2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Рос- сийской Федерации и статью 1 Федерального закона „О техническом регулировании“»;

От 02.05 2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Рос- сийской Федерации и Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“»;

От 03.07.2016 № 238-ФЗ «О незави- симой оценке квалификаций»;

  • Постановлением № 584;
  • нормативно-методическими документами СПК ЖКХ.

Основные задачи комиссий:

  • организация применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ территории в соответствии с Постановлением № 584;
  • контроль проведения Центром (ми) оценки квалификаций в ЖКХ и его (их) подразделениями (экзаменационными центрами - ЭЦ) независимой оценки квалификации работников предприятий отрасли и выпускников учреждений образования, соискателей с рынка труда;
  • контроль профессионально-общественной аккредитации образовательных программ подготовки и переподготовки специалистов для сферы ЖКХ на соответствие профессиональным стандартам.

Для решения закрепленных задач комиссии:

  • координируют организацию разработки и исполнения планов мероприятий по применению профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ по муниципальным образованиям;
  • участвуют в проведении профессионального экзамена в Центре (ах) оценки квалификаций в ЖКХ и его (их) подразделениях (ЭЦ), а также в процедуре профессионально-общественной аккредитации образовательных программ подготовки и переподготовки работников предприятий ЖКХ;
  • организуют мониторинг рынка труда, оценку необходимости разработки новых профессиональных стандартов или актуализации существующих для определения потребности в квалифицированных кадрах для сферы ЖКХ;
  • содействуют формированию общедоступных информационных ресурсов, содержащих информацию о деятельности комиссии.

Комиссии имеют право:

  • запрашивать в установленном порядке у муниципальных органов власти информацию о ходе разработки и исполнения планов мероприятий применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ муниципальных образований, необходимую для работы комиссии;
  • приглашать на заседания комиссии для участия в ее работе представителей муниципальных органов власти, предприятий ЖКХ, других учреждений и организаций, осуществляющих деятельность по развитию профессиональных квалификаций на региональном рынке труда;
  • привлекать к работе комиссии экспертов по вопросам, подлежащим рассмотрению комиссией, а также создавать рабочие и экспертные группы для решения задач, относящихся к компетенции комиссии;
  • публиковать информацию о деятельности комиссии на официальном сайте министерства ЖКХ территории.
  • Комиссии обязаны ежеквартально направлять в министерства ЖКХ отчет о своей деятельности, а также представлять информацию о своей деятельности по запросу органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ.

Как правило, комиссия состоит из председателя, заместителей председателя (не более двух) и членов комиссии. Численность комиссии определяется министерством ЖКХ. О ее деятельности можно узнать из открытых источников. На официальном сайте министерства ЖКХ комиссия размещает:

  • информацию о деятельности комиссии, ее персональном составе, месте нахождения (почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона);
  • основания применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ;
  • требования к процедуре оценки профессиональных квалификаций и профессионально-общественной аккредитации отраслевых образовательных программ учреждений образования.

СПК ЖКХ утвердил Порядок отбора и прекращения полномочий Центра оценки квалификаций в ЖКХ и Требования к Центру оценки квалификаций в ЖКХ (протокол № 3 от 28.07.2015). Аккредитованы 29 ЦОК по различным направлениям деятельности ЖКХ: в республиках Татарстан и Крым; в Москве и Санкт-Петербурге; в Алтайском, Ставропольском, Краснодарском, Красноярском краях; в Иркутской, Калининградской, Костромской, Московской, Новосибирской, Омской, Самарской, Свердловской, Челябинской и других областях. В соответствии с решением СПК ЖКХ в регионах реализуются две модели создания и функционирования центров оценки квалификаций.

Первая модель - отраслевая, когда ЦОК создается по одному виду деятельности в ЖКХ, например по водоснабжению и водоотведению или похоронному делу.

Вторая модель - многоотраслевая, когда ЦОК осуществляет деятельность по оценке профессиональных квалификаций по нескольким видам деятельности в ЖКХ.

Развитие этих моделей обусловлено как наличием в субъектах Российской Федерации региональных отраслевых объединений работодателей в ЖКХ (РООР ЖКХ) и их заинтересованностью в создании ЦОК ЖКХ, так и авторитетом общероссийских отраслевых ассоциаций (РАВВ, Роскоммунэнерго, Национальной ассоциации управляющих недвижимостью, Ассоциации похоронной отрасли), которые инициируют создание отраслевых ЦОК.

Задачи по профессиональным стандартам ЖКХ на муниципальном уровне

На муниципальном уровне профессиональные стандарты внедряются на предприятиях ЖКХ.

Решение о применении профессиональных стандартов на предприятии ЖКХ влечет за собой разработку плана мероприятий внедрения профессиональных стандартов на предприятии (Постановление № 584). Для этого руководство предприятия издает приказ о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов и утверждает соответствующий план мероприятий.

Цели плана:

  • организация работы по внедрению профессиональных стандартов на предприятии;
  • перевод работников предприятия на эффективный контракт;
  • приведение должностных инструкций в соответствие с требованиями утвержденных профессиональных стандартов;
  • приведение наименования должностей штатного расписания и должностных инструкций работников предприятия в соответствие с требованиями профессиональных стандартов;
  • определение потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и/или повышении квалификации работников предприятия на основе анализа квалификационных требований, указанных в профессиональных стандартах;
  • разработка и реализация плана подтверждения работниками предприятия соответствия профессиональных квалификаций требованиям профессиональных стандартов в соответствии с занимаемыми должностями по штатному расписанию путем сдачи ими профессионального экзамена в ЦОК (ах) ЖКХ и их подразделениях (ЭЦ);
  • составление сметы затрат на профессиональную подготовку, переподготовку и/или повышение квалификации работников, а также на подтверждение (процедуру оценки) профессиональных квалификаций работников предприятия в ЦОК ЖКХ на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

При разработке плана мероприятий соответствующие службы предприятия должны исходить из следующего. Реестр профессиональных стандартов* насчитывает более 800 утвержденных Минтрудом России и зарегистрированных Минюстом России профессиональных стандартов (ПС). Многие из них отраслевые, т. е. отражают специфику деятельности той или иной отрасли национальной экономики: строительства, машиностроения, финансов, сферы гостеприимства и т. д. В ЖКХ таких профессиональных стандартов 46 (см. приложение). Остальные профессиональные стандарты многоотраслевые, т. е. могут применяться в различных областях деятельности. Например, профессиональные стандарты: «Токарь», «Сварщик», «Специалист по работе с персоналом» и др. Необходимо выяснить, есть ли в Реестре профессиональные стандарты с наименованием должностей, схожих с приведенными в действующем штатном расписании предприятия.

* Реестр профессиональных стандартов размещается и актуализируется в постоянном режиме на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты».

  • Разработка профессиональных стандартов – требование времени

Пример

На одном из предприятий водоснабжения и водоотведения при сравнении штатного расписания и Реестра выяснили, что применению подлежат 118 профессиональных стандартов, в т. ч. 17 отраслевых.

Наименования должностей, профессий и специальностей из действующего штатного расписания предприятия устанавливались по единым тарифно-квалификационным справочникам работ и профессий рабочих, единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих. Поэтому нужно установить тождественность этих наименований наименованиям должностей, профессий и специальностей из актуальных для предприятия профессиональных стандартов - как отраслевых, так и межотраслевых.

Пример

В штатном расписании была должность «Техник-смотритель». В ПС «Специалист по управлению многоквартирным домом» эта должность называется «Техник многоквартирного дома II категории».

Такие новые наименования должностей в ЖКХ разработаны, согласованы Национальным советом по профессиональным квалификациям при Президенте РФ по всем 46 профессиональным стандартам ЖКХ (протокол от 28.07.2016 № 15) и размещены на странице Федерального реестра профессиональных квалификаций.

План мероприятий должен состоять из разделов и наименований мероприятий с указанием сроков их исполнения.

1. Определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению на предприятии. Срок исполнения - 2016 г.

Проводится процедура установления тождественности и составляется таблица с указанием количества профессиональных стандартов и численности работников по должностям/профессиям.

2. Ознакомление работников предприятия с содержанием профессиональных стандартов, разъяснение новых терминов и требований. Срок исполнения - 2016 г.

Профессиональные стандарты оформляются в виде отдельных брошюр и обсуждаются на методических советах, на общих собраниях сотрудников и др. Руководители (начальники служб и подразделений) информируют о внедрении ПС своих непосредственных подчиненных. Также необходимые сведения размещаются на стендах в структурных подразделениях предприятия, оформляются «уголки» с материалами «Профессиональный стандарт». На сайте предприятия размещается страничка «Профессиональные стандарты».

3. Внесение изменений в локальные документы предприятия для приведения их в соответствие с профессиональными стандартами. Срок исполнения - 2016 г.

На период 2016-2017 гг. разрабатывается план-график внесения изменений в локальные нормативные документы предприятия, регулирующие социально-трудовые отношения: в коллективный договор, должностные инструкции, трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору).

4. Определение потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и/или повышении квалификации работников предприятия на основе анализа квалификационных требований профессиональных стандартов. Срок исполнения - 2016 г.

Определяется численность работников, для которых необходима профессиональная подготовка, переподготовка и/или повышение квалификации.

Составляется смета затрат на проведение профессиональной подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации и представляется учредителям предприятия для утверждения и включения в бюджет на 2017-2018 гг.

Составляется план-график прохождения работниками предприятия профессиональной подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации в 2016-2018 гг.

  • Роль сертификации в повышении уровня квалификации работников ЖКХ

5. Разработка и реализация плана подтверждения (оценки квалификации) в ЦОК ЖКХ работниками предприятия профессиональных квалификаций в соответствии с занимаемыми должностями по штатному расписанию. Срок исполнения - 2016 г.

Определяется численность работников для проведения оценки их квалификации на соответствие требованиям профессиональных стандартов.

Составляется план-график проведения оценки квалификации работников предприятия на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК на период 2017-2018 гг. (по годам и месяцам).

Составляется смета затрат на проведение оценки квалификации работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК ЖКХ.

Утверждается учредителями предприятия смета затрат на проведение оценки квалификации работников предприятия в ЦОК ЖКХ.

Согласовывается план-график и стоимость проведения оценки квалификации работников предприятия на соответствие требованиям профессиональных стандартов с ЦОК ЖКХ.

5.1. Уведомление работника/специалиста о дате проведения оценки квалификации в ЦОК ЖКХ и о переходе на эффективный контракт.

За две недели до начала проведения оценки квалификаций в соответствии с планом-графиком, согласованным с ЦОК ЖКХ.

Не подлежат аттестации:

  • беременные женщины;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • специалисты, отработавшие в организации (на занимаемой должности) менее года;
  • лица, вышедшие на работу после длительного перерыва в работе по уважительной причине.

6. Составление индивидуальных планов развития профессиональной компетенции работников и специалистов предприятия. Срок исполнения - 2016 г.

Определяются (разрабатываются) программы повышения профессионального уровня работников/специалистов предприятия.

7. Сбор документов для проведения оценки квалификации работников на соответствие требованиям профессиональных стандартов в ЦОК ЖКХ. Срок исполнения - 2016-2018 гг.

Составляется перечень документов для ЦОК ЖКХ в соответствии с Порядком проведения оценки профессиональной квалификации. Подготовка документов осуществляется в соответствии с планом-графиком проведения оценки квалификаций, согласованным с ЦОК ЖКХ.

Контроль за исполнением Постановления № 584 возложен на Государственную инспекцию труда. За неисполнение требований этого постановления установлена административная ответственность: предупреждение или наложение административного штрафа. Для юридического лица размер штрафа составляет 250–500 тыс. руб.

Приложение

Перечень утвержденных в ЖКХ профессиональных стандартов

Эксперт рассказывает об основных причинах неэффективности управляющих компаний в сфере ЖКХ, отсутствии возможности у населения платить за качественные услуги, упадке сферы в целом, а также о путях решения проблемы.

Минстрой РФ предложил сформировать перечень стандартов сервиса для управляющих компаний в сфере ЖКХ. Чиновники хотят установить настолько подробный список требований, что в нем предполагается прописать даже параметры униформы для коммунальщиков. Между тем, некоторое время назад чиновники уже установили ГОСТы для этой отрасли.


Сергей Креков, глава попечительского совета Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость.

Отобрать лицензии у недобросовестных компаний сейчас практически невозможно.

— Зачем это делается? Неужели стандарты сервиса сейчас настолько плохи?

— Суть в качестве оказываемых услуг и добросовестности того, кто их предоставляет. Это один из ключевых элементов системы, которая должна поменять общий расклад сил, — сломать устойчивый тренд, который давно имеет место в сфере ЖКХ. Сейчас ведь мы понимаем, кто присутствует на рынке, как называется и где находится — раньше не было даже этого.

В стране полтора года действует лицензирование, работает 18 тысяч юридических лиц, из них 6 тысяч — это те юрлица, которые есть на бумаге, но при этом не управляют жилым фондом. На сегодняшний момент отозвано только две лицензии. При этом отзыва лицензии можно добиться всего лишь судебным порядком. Летом [профессиональным сообществом] обсуждался механизм отмены судебного порядка отзыва лицензий у недобросовестных управляющих организаций, при этом было озвучено мнение, что саму же процедуру отзыва предлагается отдать муниципальным и региональным властям. И было общее понимание возможного административного зарегулирования отрасли, но из-за отсутствия приемлемого решения проблемы все остановилось. И теперь предлагается новая версия того же подхода — вот эти стандарты сервиса. Я думаю, что новая инициатива будет вести к тому же решению — создать более простой механизм отзыва лицензии у недобросовестных управляющих компаний.

— Можете привести вопиющие примеры недобросовестности управляющих компаний?

— Их очень много. Приведу наиболее актуальный: в Красноярске (если интересно, желающие могут обратиться к СМИ) управляющая компания какое-то время собирала с жильцов деньги, а потом исчезло руководство и организация объявила себя банкротом. И этот случай не единичный. Эта инициатива — попытка изменить ситуацию на рынке за счет регулирующих механизмов, а также упростить процедуру отзыва лицензий у управленцев. Кроме того, у органов контроля появятся инструменты и определенный инструментарий, чтобы наглядно доказывать нарушения.

Основные причины неэффективности управляющих компаний

— По словам министра ЖКХ, в этот перечень может войти минимальное количество работ, срок их выполнения, а также время реагирования на обращения потребителя — какой смысл внесения именно этих изменений?

— Есть несколько причин, по которым услуги по управлению многоквартирными домами (МКД) оказываются ненадлежащим образом. Я бы хотел остановиться на ключевых. Одна из них — это, безусловно, недобросовестность управляющих компаний, которые априори не ставят перед собой задачу оказывать сервисные услуги на должном уровне, что и вызывает нарекания собственников МКД. Вторая объективная причина, которая влияет на деятельность добросовестных управляющих компаний, — экономическая. Я говорю о тарифах, по которым работают управляющие компании (особенно в Москве, где они почти не индексировались на протяжении более пяти лет, а последние два года индексируются всего лишь на 4%), фактически нет экономических возможностей для качественного оказания услуг. Поэтому введение стандартов и требований к качеству выполняемых работ может столкнуться с определенными трудностями.

Лишь небольшая часть населения готова платить за качественные услуги ЖКХ

— О каких трудностях идет речь?

— Стандарты и требования мы пропишем, дадим характеристики, по которым сможем измерять эти все параметры и, возможно даже, внесем их в механизм отзыва лицензии, но вопрос стоит в другом. Новые ГОСТы могут привести нас к следующей парадигме: добросовестной управляющей компании, оказывающей услуги собственникам, для выполнения всех работ, прописанных в ГОСТе, нужно, чтобы за него кто-то заплатил. В сфере обслуживания жилой недвижимости может сложиться аналогичная ситуация. Вопрос не в том, можно или нельзя написать стандарты, вопрос в другом — готов ли потребитель сегодня за них заплатить?

Я убежден, что внедрение стандартов поставит экономический вопрос по главу угла, и мы поставим добросовестно работающие управляющие компании перед очень сложным выбором: соответствовать стандартам и нести убытки или не соответствовать стандартам и иметь приемлемую экономику управления домом, получать прибыль, но нести тем самым риски отзыва лицензии. Я уверен, что подавляющее большинство предпринимателей, которые занимаются этим бизнесом, выберут второй вариант. А это говорит о том, что ГОСТ при внедрении не может быть реализован, потому что не будет экономических предпосылок для его внедрения в практической сфере, не получится быть прибыльными.

Сегодня ситуация следующая: в большинстве МКД проживают люди с разным уровнем дохода. Разумеется, социально незащищенным слоям населения будет тяжелее найти деньги на оплату услуг, которые будут оказываться по новым правилам. А для домов бизнес-класса или премиального уровня все это будет вполне приемлемым. С другой стороны, наиболее широкие слои населения могут столкнуться с проблемой: люди захотят качественного обслуживания по доступным ценам, а в управляющих компаниях попросят заплатить за эти услуги по рыночной стоимости.

Лучший выход из сложившейся ситуации — выбирать управленцев на конкурсной основе

— В каком направлении искать выход? Что нужно делать для выстраивания оптимальных отношений?

— В рамках Ассоциации АКОН разработана модель «Института доверительного управления». Она позволяет решить базовый фундаментальный вопрос: как сформировать правоотношения в процессе управления объектом и заказывать услуги на конкурсной основе.

Суть концепции: с жильцов собираются доверенности на участие в собрании собственников дома (шаблон доверенности утвержден приказом № 411 Минстроя), объявляется тендер, выбирается управляющая организация на конкурсной основе. А сейчас все формируется не на конкурсной основе, а по принципу калькуляции, как было в СССР: тарифы управляющих компаний к рыночной экономике не имеют никакого отношения. И нужно понимать, что при выборе компании на конкурсной основе тарифы будут ниже благодаря конкуренции. Модель с доверительным управлением, конкурсным отбором управляющих организаций как раз формирует рыночную систему оказания услуг. При такой системе собственник сможет выбрать качество или минимальный тариф.

К сожалению, сейчас есть дома, где живут только люди, у которых очень мало денег. У них нет средств на высокие стандарты, им важно платить по минимуму. Многие жильцы вообще хотят отказаться от приглашения уборщиц, они говорят: не надо нам мыть лестничную клетку, мы сами будем это делать, начертим график, дайте нам только самый низкий тариф, какой только может быть. Учитывая данную специфику, нужно формировать рыночную природу отношений. Заказчику, у которого есть бюджет, — нужны одни услуги, другому заказчику — другие.

Хочу напомнить, что около двух лет назад были утверждены ГОСТы для управления многоквартирными домами. Это достаточно подробный документ. Когда их принимали, говорили, что в сочетании с лицензированием мы получим механизмы контроля качества в сфере предоставления услуг ЖКХ. В этих документах все прописано. ГОСТы разрабатывались при участии Минстроя, который собирается оформить новые стандарты для управляющих компаний. И здесь возникает разумный вопрос: чем вот эти стандарты будут лучше ГОСТов? Почему они будут работать лучше?

Предложенные Минстроем модели не решают вопроса

— Получается, все принятые ГОСТы не соблюдаются?

— Да не только ГОСТы, вообще ничего не работает! Не работают базовые принципы. Людям вообще нелегко договариваться: муж с женой часто ссорятся, а тут целый дом. Все предложенные Минстроем модели уже не решают вопрос. Нужно не с качеством разбираться, а работать над моделями, которые меняют подходы к управлению. На мой взгляд, главная проблема — отсутствие единого заказчика, и с того момента, когда жители пытаются договориться между собой, начинается настоящая вакханалия. Если начнет работать единый заказчик, он разработает техническое задание и определит его стоимость на основе публичного конкурса для конкретного дома, с учетом пожеланий жильцов. Для решения проблемы есть два способа: первый, где все полномочия передаются государству, второй — коллективное доверительное управление. На мой взгляд, лучше второй: доверить все СРО (саморегулируемым организациям), которые будут работать от жильцов по доверенностям, представлять их интересы.

Минстрой России намерен ввести стандарты работы управляющих компаний в сфере ЖКХ. Об этом сообщил глава строительного ведомства Михаил Мень.

Единый стандарт ЖКХ для УК

Новые стандарты для управляющих компаний необходимо сделать обязательными и «зашить» их в лицензионные требования к УК, заявил Михаил Мень, отметив, что решение о юридическом статусе этих требований еще не принято и вопрос пока обсуждается. Стандарты будут определять минимальный перечень работ и срок их выполнения, а также время реагирования на обращения жильцов. «Будут изменения в принципах управления многоквартирными домами, будет сформулирован перечень стандартов», – заявил Михаил Мень по окончании заседания президиума Совета по стратегическому развитию, где был утвержден приоритетный проект по развитию ЖКХ и созданию комфортной городской среды.

Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» заведующий Лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Валерий Семикашев , в действительности нормативы для оказания услуг УК в сфере ЖКХ уже существуют, и прописаны они достаточно подробно. Однако единого документа, в который были бы сведены все требования, действительно, нет. С этой точки зрения создание единого стандарта может быть полезно в большей степени в просветительских целях.

Больше информации – лучше услуги

«На самом деле, нормативы предоставления услуг ЖКХ существуют и четко прописаны в различных документах, и любая УК должна выполнять их в обязательном порядке. В теории они намного жестче, чем реализуются на практике. Поэтому стандарты есть, они готовы – по крайней мере, по электроэнергии, теплу, горячей воде и газу. Вся эта нормативная база существует, но она, действительно, не сведена в единый документ. Возможно, здесь речь идет именно о создании такого документа, куда были бы сведены все стандарты работы управляющих компаний в отношении оказания гражданам услуг в сфере ЖКХ. Мне это в большей степени представляется как информационная работа», – говорит Валерий Семикашев.

По мнению эксперта, было бы разумнее, если бы разрабатываемый документ носил все-таки рекомендательный, а не обязательный характер, поскольку в противном случае это повлечет за собой массу дополнительных затрат, как финансовых, так и организационных. «Только этот документ не должен носить обязательный характер. Потому что это приведет к лишним затратам, в том числе организационным. Более важное значение здесь имеет информационная составляющая», – отмечает Валерий Семикашев.

Проблемы, связанные с недостаточным качеством предоставляемых управляющими компаниями услуг в сфере ЖКХ связаны не с отсутствием требований к этим услугам, а со слабым контролем и в том числе – с недостаточной информированностью жильцов. Например, не зная, какой должна быть минимальная температура горячей воды, клиенты управляющей компании не настаивают на повышении температуры в случае ее снижения больше позволенного уровня. Таким образом, в целях информирования населения идея Минстроя может быть крайне полезной.

Минстрой России подготовил проект документа, определяющего стандарты сервиса управляющих компаний, например, выполнение заявки жителей точно в согласованное время. Соответствующий проект постановления Правительства РФ, разработанный Минстроем России, проходит согласительные процедуры. Об этом сообщил журналистам глава Минстроя России Михаил Мень 21 апреля в рамках Ялтинского международного экономического форума.

Как сообщил министр, согласно проекту Постановления, в России предлагается внедрить стандарт качества сервиса управляющих компаний, соблюдение которого станет лицензионным. Например, время локализации аварийных повреждений внутридомовых сетей предлагается ограничить 30 минутами, а устранение засоров - двумя часами. Каждая УК будет обязана обеспечить круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу.

Кроме того, предлагается установить специальные требования к организации центра обслуживания клиентов в управляющих компаниях – такие центры должны быть оборудованы вентиляцией и туалетными комнатами, иметь терминал для оплаты услуг и стенды с доступом в ГИС ЖКХ и на сайт управляющей компании.

«Конечно, такие центры должны иметь гибкий график работы – чтобы и вечером после работы и в субботу, жители могли прийти решать возникающие вопросы по управлению своим жильем. Цель постановления – дать четкий перечень обязательных требований, которым должна соответствовать каждая управляющая компания, чтобы любой собственник недвижимости мог получить достойный уровень сервиса»,- прокомментировал глава Минстроя России Михаил Мень.

Проектом постановления также совершенствуется порядок информирования потребителей о деятельности УК. Так, управляющие компании будут обязаны раскрывать информацию о своей деятельности на вывесках на входе в помещение УК, на досках объявлений во всех подъездах и в центре обслуживания клиентов.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему" инновационные технологии" Понятие об инновации и их классификация презентация

Последние две группы также можно объединить в одну, так как смысл данных инноваций – изменение уже созданного нового продукта, а радикальные...

Центральная симметрия. Презентация
Центральная симметрия. Презентация "Движения. Центральная симметрия" Презентация осевая и центральная симметрия треугольника

Слайд 1 Подготовили ученики X «А» класса: Зацепина Екатерина, Павлова Юлия.Центральная симметрия.Слайд 2 Слайд 3 Приведём примеры фигур, обладающие...

Система
Система "5С" на производстве: описание, особенности, принципы и отзывы

Зачем нам нужно 5S? Какой результат можно получить с помощью рациональной организации рабочих мест? Какие задачи можно попутно решать и какие...