Сценарий мероприятия "день толерантности" методическая разработка на тему. Внеклассное мероприятие "путешествие в город толерантность" для младших школьников Толерантность сценарии для школьников мы такие разные

Трачук Оксана
Сценарий развлечения ко Дню толерантности «Мы разные, но мы вместе!»

Цель :

Воспитывать в детях толерантность .

Вызвать эмоциональный отклик, доставить радость.

Задачи :

Создать положительный настрой у детей.

Вызвать эмоциональную отзывчивость.

-Развивать коммуникативные навыки у детей.

Расширять кругозор, представление об окружающем мире.

Обобщить понятие «Мы разные , но мы вместе

-Развивать двигательные навыки : ловкость, быстроту, координацию.

Воспитывать уважение к людям других национальностей.

Материал :

Аудиозаписи с песнями : «Вместе весело шагать » , «Во поле берёза стояла» , «Если с другом вышел в путь» , «Я, ты, он, она» .

Сценарий , слайды, магнитная доска, магниты, заготовка лепестков.

Дети входят в зал под музыку песни : «Вместе весело шагать » и садятся на стульчики.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь,

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, в доброту.

Взрослых уважаешь.

Никому ты не грубишь

И не обижаешь.

Что такое толерантность ?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность ?

Счастье, дружба и успех.

Ребята, сегодня у нас праздник дружбы и толерантности . А что это такое, мы сейчас с вами разберёмся.

Давайте поприветствуем друг друга.

Я прошу встать девочек. Посмотрите, какие у нас замечательные красивые девочки, поприветствуем их (похлопаем в ладоши)

А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Посмотрите, какие сильные, мужественные у нас мальчики, поприветствуем мальчиков.

А сейчас прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые?

На нашей планете Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные , совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи , мы говорим на разных языках , у нас разные обычаи и традиции . Но все мы едины в одном – мы люди.

Чтобы других ты смог понимать,

нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить.

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

А чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности .

А почему так назвали праздник? Хотите узнать?

Когда то, давным-давно во Франции жил князь Талейран. Был он очень талантлив во многом, но ценили его за умение учитывать настроение окружающих, за уважительное отношение ко всем без исключения, за умение всегда найти выход из любой ситуации. Отсюда и происхождение слова толерантность , которое означает терпимость, сочувствие, понимание.

Ребята, в какой стране мы живем? (В России) - Мы с вами живем в прекрасной, красивой стране, где есть высокие горы и глубокие реки, бескрайние поля и берёзовые рощи. А берёзка, является одним из символов нашей страны.

Хоровод : «Во поле берёзка стояла»

На нашей необъятной земле живут люди разных национальностей , с разным цветом кожи : темнокожие люди живут в Африке, желтокожие - в Китае и Японии, со светлой кожей-в России, Европе, Америке. Все мы разные , а испытываем одинаковые чувства.

Игра «Незаконченные предложения» :

Давайте же вспомним какие ситуации, вызывают у нас следующие чувства :

Мне грустно, когда… - Мне весело, когда…

Я обижаюсь, когда… - Я радуюсь, когда…

Я плачу, когда… - Я смеюсь, когда.

Я счастлив, когда…

Чтобы нам жилось легко, хорошо, нам надо чаще говорить добрые слова. А вы знаете их? (Да) . Сейчас проверим.

Словесная игра : «Недостающее словечко»

Растает даже ледяная глыба от слова теплого "СПАСИБО".

Зазеленеет старый пень, когда услышит "ДОБРЫЙ ДЕНЬ".

Мальчик вежливый и развитый говорит , встречаясь "ЗДРАВСТВУЙТЕ".

Когда нас бранят за шалости говорите : "ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА".

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят : "ДО СВИДАНИЯ".

Молодцы, ребята, вы знаете добрые слова. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «Волшебными» . С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вот сейчас мы поднимем настроение подвижной игрой.

Подвижная игра : «Золотые ворота»

Песня : «Если с другом вышел в путь…»

Молодцы, вы хорошо играли и пели, за это я вам подарю цветочек, да не простой. Этот цветочек-символ толерантности . Что в нём необычного? Разноцветные ладошки -лепестки обозначают разные цвета нашей кожи , а собраны они в один цветок, потому, что живём мы все рядом и дружим и помогаем друг другу. Все мы разные , но мы равные.

А сейчас я вам ребятки загадаю всем загадки. Если загадка учит добру и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать :

«Это я, это все мои друзья» .

Если загадка с подвохом - надо промолчать. Слушайте внимательно!

1. Кто из вас, проснувшись, бодро «С добрым утром!» - скажет твёрдо?

2. Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?

3. Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

5. Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго «спасибо» ?

6. Кто быть вежливым желает, малышей не обижает

Стихотворение : Все мы разные .

Смирнова Екатерина.

Все мы разные по крови

И по цвету глаз.

Разные занятия

У большинства из нас.

Любят сладкое - одни,

Кислое - другие.

Но нельзя сказать о ком-то :

«Они - не такие!»

Будем уважать любых :

Чёрных, жёлтых, белых.

Будем вместе все дружить ,

Вместе дело делать !

Соберём цветок толерантности .

Ребята вы наверное, уже поняли, что такое толерантность и я предлагаю нам самим сейчас собрать цветок толерантности из самых важных качеств человека. (Дом. заготовка) .

(Доброта, внимание, забота, сострадание, прощение, уважение, милосердие, сочувствие, дружба, помощь, чуткость, мудрость, принятие другого человека т. д.) .

А на прощанье давайте улыбнёмся друг другу.

Надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы, хоть чуточку добрей.

(Дети выполняют движения (по показу) под фонограмму песни : «Я, ты, он, она» автор Д. Тухманов -Р. Рождественский) .

Дети под музыку выходят из зала.

Публикации по теме:

Одительский урок «Мы разные, но мы вместе» Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. А. В. Сухомлинский утверждал:.

Конспект развлечения к Дню матери «День здоровья вместе с мамой» (подготовительная группа) Добрый вечер, дорогие наши мамы, здравствуйте уважаемые гости! Вед: Пригласили в гости к нам Мы сегодня наших мам Мамы есть у нас со стажем.

Конспект занятия «Мы разные, но мы вместе!» КОНСПЕКТ проведения НОД с детьми подготовительной группы с использованием пескотерапии по социально-личностному развитию Тема: «Мы разные,.

Проект «Мы разные, но мы вместе» (День толерантности) Паспорт проекта Тема: «Мы разные, но мы вместе» (День толерантности). Вид проекта: творческо-исследовательский, групповой, краткосрочный.

Проект к Дню толерантности «Все мы разные, все мы равные» Проект, посвященный Дню Толерантности «Все мы разные, все мы равные» Цель: подведение детей к формированию первичных ценностных представлений.

1 Ведущий: Добрый день уважаемые гости и участники нашего праздничного мероприятия.

1 Ведущий: Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября во всём мире отмечается Международный день толерантности. Это решение было принято Государствами- членами Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 16 ноября 1995 года. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

2 Ведущий: Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.

1 Ведущий: Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

2 Ведущий: А что значит — быть терпимым? Это значит: уметь прощать, принимать людей такими, какие они есть, уметь признавать свои ошибки, понимать других, допускать, что другие люди могут думать, жить по-другому, чем ты.

1 Ведущий: По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Эта проблема особенно актуальна для современной России. Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.

Выступление учащегося за сценой: чтение стихотворения «Добро и Зло» (видеоролик)

Добро и зло. Откуда это в человеке?
Когда становится он добрым или злым?
Быть может он рождается таким?
И существует ли добро в ХХ веке?
Ведь говорят, что стали мы и злей и
черствей.
Но я уверенна, что большинство людей
В душе любовь и веру сохранили,
Хотя войну и голод пережили.
Добро и поныне в мире живёт,
Нет, оно никогда не умрёт!
Потому что всегда и во все времена
Люди верили в силу добра!
Эй, человек, оглянись-ка вокруг,
Сколько в мире прекрасного!
Разве может всё это вдруг
Стать жертвой взрыва страшного?!
Или нам мало войн и раздоров,
Ссор, аварий и катастроф?
Или мы до конца не поняли,
До чего ж стал мир жесток?
Доброта – это мир, это истина, правда.
Добрый должен быть каждый из нас,
Чтоб частичку её подарить когда-то
Обделённые в жизни хоть раз.
Хоть разок сделать доброе людям,
В них надежду и веру вселить,
Что зло умирает со зрением,
Но добро продолжат жить!
Да, в мире много добрых людей,
И они живут среди нас,
И добротой бескорыстной своей
Помогают нам каждый сейчас!
Пусть будет небо голубое,
А солнце — ясным!
Пусть человек не будет злым,
И станет мир прекрасным.
Выйдите люди, из своих квартир!
Слова мои хорошо слышны?
«Люди, доброта и толерантность
спасёт мир!”
И вы мне поверить должны!

2 Ведущий: Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

1 Ведущий: «Толерантность – это гордость за свой народ, но также и уважение традиций и вероисповеданий других народов.

2 Ведущий: Все мы с вами живем в Российской Федерации, в единой многонациональной семье. Мы родились на этой земле, или приехали жить на этой Земле, для нас Россия – это наша Родина.

2 Выступление учащегося «Россия»

1 Ведущий: В нашем Татищевском районе проживает много национальностей и малых народностей. Но, несмотря на то, что в районе проживает такое количество людей разных национальностей, все мы живем в мире, дружбе и согласии. И в нашей школе учатся дети более 8 разных национальностей.

2 Ведущий: Нет человека, который не любил бы праздники. Праздники улучшают взаимоотношения между людьми, способствуют взаимопониманию. Праздники воспитывают уважение к разным народам, обычаям и традициям. Благодаря праздникам, у нас появляется желание и стремление беречь родную землю, узнать лучше друг друга.

1 Ведущий: Наш сегодняшний праздник называется «Национальное изобилие». Учащиеся подготовили номера художественной самодеятельности и национальные угощения для всех.

2 Ведущий: На празднике присутствуют гости:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

1 Ведущий: Слово предоставляется ________________________________________________________________

2 Ведущий: Степи бескрайние, глади озер голубых. До чего же прекрасна наша Земля! И богата… Людьми богата и талантами. И в нашем зале есть талантливые ребята, представители разных национальностей. Сейчас ребята нашей школы покажут, как они дружны и подарят вам частичку добра, радости и хорошее настроение.

3 Выступление учащихся:

1 Ведущий: Сегодня мы познакомимся с песнями и танцами народов, населяющих нашу великую Родину.

2 Ведущий: Что может быть красивее, чем песня о родине, о глубоком чувстве, которое испытываешь к той земле, которая тебя родила и воспитала.

4 Выступление учащихся:

Татжигистан

5 Выступление учащихся:

Азербайджан

1 Ведущий: Итак, сегодня мы с вами говорим о толерантности, о дружбе разных народов, о взаимопонимании и уважении.

2 Ведущий:

Толерантность — это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.

6 Выступление учащихся:

Татарстан

1 Ведущий:

Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…

2 Ведущий:

Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить.

7 Выступление учащихся

8 Выступление учащихся:

1 Ведущий:

Есть праздник, который для всех
Людей, всех народов, традиций и тех,
Кто мыслит иначе, живет по-другому,

2 Ведущий:

Но дверь в его дом открыта любому,
Любому, готовому быть толерантным!

(все участники выходят на сцену)

1 Ведущий: Так давайте возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!

Участники: (говорят вместе)

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

2 Ведущий:

Спасибо всем за внимание!

Счастья Вам всем, мира, добра и радости! До новых встреч!

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №47 г.Чебоксары"

Классный час«Жить в согласиис собой»

Выполнила:

Кандакова Наталия Станиславовна

социальный педагог

МОУ «СОШ №47 г.Чебоксары»

г.Чебоксары

Чебоксары,2011

"Теперь, когда мы научились летать по

воздуху, как птицы, плавать под водой,

как рыбы нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди."

Цели и задачи:

1.Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

2.Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

3.Формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

4.Сформировать представление о толерантном отношении.

Основные понятия: толерантность, интолерантность, терпение.

План:

1.Введение темы, актуализация вопроса.

2Разминка и деление класса по группам

3.Обсуждение групповых работ.

4. Подведение итогов.

5.Рефлексия.

Ход классного часа

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

На рубеже XVIII - XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революци­онном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII ) оставался неизменно мини­стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, не­сомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважитель­но к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стре­миться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельст­вам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовно­го и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Что же такое толерантность? (Ответы учащихся).

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способ­ность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Перевод на русский язык

английский

Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь

французский

Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов

китайский

Проявление великодушия в отношении других

арабский

Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

персидский

Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению

1. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произ­носят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривыч­но, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориен­тир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувст­вовать их настроение, стараться никого не обижать.

2. Разминка на внимание. «Топни 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2... раз».

Все по очереди топают ногой от 1 до 5 раз, затем 4, 3, 2, 1 раз и снова от одного до пяти и так по кругу до ведущего, при ошибке одного из игроков - начинаем сначала. Упражнение выполняется молча, подсказывать нельзя.

После разминки просим ответить на вопрос, что помогало и что мешало вы­полнить ее быстро и правильно?

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм ассоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных моло­дежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Давайте ребята послушаем внимательноотрывок, а потом ответим на вопросы:

3.Сценка «Перед вами две дороги, выбирайте…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в гла­зах стояли слезы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, во­рует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

Я тебя не пушу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем от­сюда, - он попытался увести ее.

Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удер­жать ее. Она решительно одернула руку.

Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

Спасибо, леди, спасибо...

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувство­вала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и при­близилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

-У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпи­те, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбну­лась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

Вопросы к учащимся:

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантн 4.РАБОТА ПО ГРУППАМ

Принцип выбора цвета. Сейчас мы разделимся на 2 группы. На столе разложены листы бумаги с красным и синим цветом. Каждый из вас берет понравившийся вам листочек бумаги. Кто выбрал листочек с синим цветом - описываетчерты, присущие толерантной личности, выбравшие красный цвет - интолерантнойличности. Затем мы все ваши ответы заполним в таблицу.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо делать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость, любознательность

Выражение пренебрежения

Снисходительность

Раздражительность

Доверие, гуманизм

Равнодушие

Цинизм

Немотивированная агрессивность

Вывод ( формулируется вместе с детьми)

Интолерантный человек - характеризуется представлением человека о собст­венной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорт­ности существования в окружающей его действительности, желанием власти, не­принятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантный человек - это человек, хорошо знающего себя, комфортно чувствующий себя в окружающей среде, понимающийдругих людей и готовый всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным куль­турам, взглядам, традициям.

5.Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

*прощение;

*терпение.

Как вы думаете, ребята, прав был старик?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

6.Составить с учащимися правила толерантного общения .

Например:

Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.

7.Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки на­клеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне то­лерантности».

8. Заключительное действие - «Техасские объятия»

Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кла­дут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь.

Звучит тихая музыка. Заключительное слово преподавателя:

Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Список использованной литературы:

1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12

2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

3. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007

4.“Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.

5. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

Роли студентов группы

Проведение эпизода 9 (ведущая 6) Е.А.Алексеева

Обеспечение технического оснащения:

музыка к Эпизоду 2, видео 1, 2, 3,

дерево к эпизоду 10 Е.Ю.Антонова

Участие в театрализ. постановке В.В.Войнова

Участие в театрализ. постановке (Терпение),

раздача необходимых материалов

учащимся во время проведения мероприятия,

проведение эпизода 7 – ведущая 4 М.П.Ефросиньина

Разработка буклета «Толерантность», заданий,

подготовка материалов

к Эпизодам 6, 7, 8, 9, 11 Ю.Н.Кольцова

Разработка заданий и сценария,

подготовка материалов

к Эпизодам 6, 7, 8, 9, 11,

ведущая 2 (в сценке – эпизод 2) Ю.В.Купцова

Модератор мероприятия, участие в

театрализованной постановке (Доброта) И.В.Кукушкина

Участие в театрализ. постановке (Любовь) Е.М.Наянзина

Разработка задания, сценария,

фотограф, проведение эпизода 6 (ведущая 3) А.М.Полунина

Обеспечение технического оснащения

(закупка необходимых материалов),

участие в театрализ. постановке (Красота) С.И.Саттарова

Участие в театрализ. постановке (Волшебник) А.Н.Сычева

Участие в театрализ. постановке (Удача),

проведение эпизода 8 (ведущая 5) А.В.Филатова

Ведущая 1 (ведущая всего мероприятия) И.А.Юрьева

Участники мероприятия

Учащиеся 6-ого и 9-ого классов МБУ школы № 23

Место проведения

МБУ № 23, ул. Ставропольская, 19, г. Тольятти

Цели мероприятия

    познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Задачи

    дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

    способствовать развитию внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

    способствовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости;

    способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;

    способствовать адекватному и всестороннему познанию себя и других людей;

  • формировать установки на толерантное общение.
  • ЭПИЗОД 1

    (общение с учащимися)


    Ведущая 1: Древние философы предостерегали: трех вещей нужно избегать в жизни – ненависти, зависти и презрения. Как вы думаете, почему?

    Учащиеся

    Ведущая: Да, вы правы. Все эти чувства приводят и нас к одиночеству, и разрушают мир, в котором мы живем.

    Наша с вами встреча сегодня посвящена толерантности. Вы знаете, что это такое?

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Ведущая: Да, толерантный человек – это такой человек, который уважает чувства других людей, который терпимо относится к тому, что другие люди могут выглядеть иначе, думать иначе, чувствовать иначе, чем он. Толерантный человек – это человек, который относится к другим людям с уважением.

    16 ноября отмечается Международный день толерантности. И нашу встречу я бы хотела начать с разговора о том, что люди должны ощущать по отношению друг к другу – с уважения и любви.

    ЭПИЗОД 2

    (инсценировка сказки)

    Участники: Ведущая 2, ведущая 1, Любовь, волшебник, 5 девушек.

    Звучит музыка.

    Ведущая 2: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. (Появляется Любовь )

    Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику (Появляется волшебник) :

    Любовь : Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

    Ведущая 2: Подумал волшебник и сказал:

    Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

    Ведущая 2: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. (Выходят и встают в ряд пять девушек)

    Волшебник: Вот выбирай: одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Терпение, пятую – Доброта.

    Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать…

    Волшебник: Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

    Ведущая 2: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. (Любовь подходит к каждой девушке, смотрит каждой в лицо и в конце становится с ими в ряд.) Задумалась Любовь…

    Ведущая 1
    задает вопросы детям: А кого выбрали бы вы? Почему?

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Звучит музыка.

    Ведущая 2: Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

    Ведущая 1
    задает вопросы детям: Почему Любовь выбрала Доброту?

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Ведущая 1
    .

    ЭПИЗОД 3

    (видео 1)

    Ведущая 1: Чтобы проиллюстрировать то, что мы с вами обсудили, мы хотели бы показать вам небольшой ролик.

    Учащиеся смотрят видео: http://www.youtube.com/watch?v=TbQodU6Pz-A

    ЭПИЗОД 4

    (общение с учащимися)

    Дети сидят за партами, перед ними стоит Ведущая .

    Ведущая 1: Ребята, как вы думаете, что такое толерантность? (Именно это слово было написано в конце ролика.)

    Учащиеся
    дают варианты ответов (Ведущая спрашивает детей, ориентируясь на поднятые руки).

    Ведущая 1
    подводит итог ответов учащихся : В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

    ЭПИЗОД 5

    (видео 2)

    Ведущая 1: Давайте посмотрим, как другие ребята объясняют значение толерантности.

    Учащиеся смотрят видео: http://www.youtube.com/watch?v=oTp_VsdY1e0

    ЭПИЗОД 6

    (общение с учащимися)

    Дети сидят за партами, перед ними стоит Ведущая .

    Ведущая 3: Важно понимать, что толерантность – это не пассивное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная позиция и готовность к терпимости ради позитивного взаимодействия между людьми разной национальности, разной религии, разных культур.

    Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность, а какими – интолерантная, то есть нетерпимая. Но для этого нам с вами нужно разделиться на группы.

    Учащиеся 6-ого класса делятся на группы, вытягивая карточки с цифрами от 1 до 5. Учащиеся каждой группы садятся рядом. К каждой группе присоединяются по два 9-тикласника.

    Каждой группе раздаются карточки.

    Ведущая 3: У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. (Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, раздают карточки группам).

    Вот эти две группы должны выбрать те карточки, слова на которых характеризуют толерантную личность. Вот эти три группы должны выбрать те карточки, которые характеризуют интолерантную личность.

    Учащиеся работают в группах.

    Ведущая 3: Какое описание толерантной личности может дать первая группа? (Дети зачитывают ответы) . Вторая группа согласна с такой характеристикой?

    Какое описание интолерантной личности может дать пятая группа? (Дети зачитывают ответы) . Третья и четвертая группы согласны?

    Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, прикрепляют на стену два плаката с перечнем качеств толерантной и интолерантной личности.

    Толерантная личность

    Интолерантная личность

    Терпимость

    Сострадание

    Прощение

    Милосердие

    Уважение прав других

    Доброжелательность

    Чуткость

    Доверие

    Бессердечность

    Конфликтность

    Вспыльчивость

    Злорадство

    Ложь

    Раздражение

    Непонимание

    Эгоизм

    Нетерпимость

    Выражение пренебрежения

    Раздражительность

    Равнодушие

    Зависть

    Агрессивность

    Ведущая 3: Нетолерантный человек считает себя исключительной личностью, лучше других; он плохо воспитан; ему некомфортно в окружающей его действительности; он стремится к власти, ищет недостатки в других людях, не принимает противоположных взглядов, нетерпим.

    Толерантный человек хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей и готов всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

    ЭПИЗОД 7

    (эксперимент и общение с учащимися)

    Ведущая 4 : Давайте проведем небольшой тест, чтобы проверить, насколько терпимы вы сами. Допустим, вам предстоит ехать несколько суток в купе поезда. Я предложу вам список персонажей, из которых нужно выбрать троих попутчиков. Кто же останется за пределами вашего выборы и почему?

    (Девушки, которые участвовали в театрализован. постановке, раздают списки каждой группе).

    Итак, список следующий:

    Цыганка

    Чернокожий студент

    Женщина с маленьким ребенком

    Священник в рясе

    Инвалид на коляске

    Китаец

    Очень пожилая женщина

    Милиционер

    Больной человек, который очень плохо выглядит (насморк, кашель)

    Человек, похожий на наркомана

    Человек из деревни с большим мешком

    Бывший заключенный

Ведущая 4 заслушивает ответы каждой группы.

Ведущая 4: Анализируя свой выбор, давайте задумаемся, чтó в большей степени нами руководит – собственный опыт или стереотипы, предубеждения? Попробуем ответить на следующие вопросы (Ведущая задает вопросы учащимся и спрашивает их по поднятой руке) :

    Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, когда – неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?

    Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?

    Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

    Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?

    Как лучше всего поступать в таких случаях?

ЭПИЗОД 8

(общение с учащимися)

Ведущая 5: Многие известные люди говорили о толерантности. И мы теперь с вами знаем, почему. Но говорили они разными словами.

Мы предлагаем вам выгянуть изречение и объяснить нам, что же хотел сказать тот или иной ученый или известный деятель.

Представители команд вытягивают карточки с 2мя изречениями. Каждой команде дается по 3 минуты на обсуждение. Представители команд зачитывают изречения и объясняют, как они их понимают.

Изречения:










10) «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» (Антуан де Сент-Экзюпери)

ЭПИЗОД 9

(сценки, подготовленные учащимися)

Ведущая 6: Мы с вами обсудили ситуацию в поезде, но бывают различные иные ситуации. Мы предлагаем вам подумать и показать нам, что может произойти, если встретятся определенные люди, какой конфликт может между ними возникнуть и как выйти из этого конфликта.

Представитель от каждой команды подходит к ведущему и выбирает героев для ситуации:

* старик – юноша;

* учитель – ученик;

* родители – сын студент;

* курящий – некурящий;

* здоровый человек-инвалид на коляске.

Ведущая 6: Итак, команде нужно придумать ситуацию интолерантности и предложить разрешить эту ситуацию толерантным путем.

После показала сценок Ведущая обсуждает с детьми, что получилось отразить особенно хорошо, почему так вели себя герои и т.п.

ЭПИЗОД 10

(подведение итогов мероприятия)

Ведущая 1: Мы с вами, на мой взгляд, замечательно провели сегодня время. И нам хотелось бы каждому из вас вручить буклеты, потому что все вы показали, насколько вы добрые, отзывчивые, терпимые, чуткие и сострадательные к другим людям, независимо от того, какой они национальности, культуры, религии и возраста.

На каждую команду дается необходимое количество буклетов и конфет (чтобы хватило каждому учащемуся). Одновременно на группы раздается нужное количество листочков.

А нам хотелось бы еще раз напомнить вам, что чтобы получалось жить в мире друг с другом, чтобы получалось работать в команде и делать наш мир лучше, нужно:

    сохранять спокойствие, когда сердишься;

    владеть собой, иметь выдержку и хладнокровие;

    иметь терпение выслушивать собеседника;

    спокойно объяснять свою точку зрения;

    подумать, из-за чего возник спор, если он возник.

Ведущая 1: Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали толерантными.

(Ученики на листочках бумаги в форме листа дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”; листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается на доске).

Ведущая 1: В конце нужно сказать, что все мы – семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. Всего вам доброго!

ПРИЛОЖЕНИЕ

“Техническое оснащение к сценам”

ЭПИЗОД 1 : ———————

ЭПИЗОД 2:

    музыка

    костюмы для актеров театрализованной постановки: волшебник и Любовь

    карточки с надписями: Радость, Доброта, Удача, Красота, Терпение

ЭПИЗОД 3:

    видео 1

ЭПИЗОД 4 : ———————

ЭПИЗОД 5:

    видео 2

ЭПИЗОД 6:

    плакат А3 с перечнем качеств толерантной личности

    Принятие другого таким, какой он есть

    Доброжелательность

    Чуткость

    Доверие

    Бессердечность

    Конфликтность

    Вспыльчивость

    Злорадство

    Ложь

    Раздражение

    Непонимание

    Эгоизм

    Нетерпимость

    Выражение пренебрежения

    Раздражительность

    Равнодушие

    Зависть

    Агрессивность

    • 5 наборов карточек с написанными на них словами:

      Терпимость

      Бессердечность

      Конфликтность

      Сострадание

      Прощение

      Вспыльчивость

      Желание что-либо делать вместе

      Милосердие

      Злорадство

      Ложь

      Сотрудничество

      Уважение прав других

      Раздражение

      Принятие другого таким, какой он есть

      Доброжелательность

      Непонимание

      Эгоизм

      Чуткость

      Нетерпимость

      Выражение пренебрежения

      Раздражительность

      Доверие

      Равнодушие

      Зависть

      Агрессивность

    ЭПИЗОД 7:

      5 листов с перечнем определенных людей

    ЭПИЗОД 8:

      10 карточек с изречениями:

    1) «Мы обречены на толерантность» (А. Г. Асмолов)

    2) «Толерантность – это искусство жить в мире непохожих людей и идей» (А. Г. Асмолов)

    3) «Патриотизм и толерантность – два крыла; они неразрывны» (М.В.Воскобойников)

    4) «Поставь себя на место другого» (Е. Г. Гениева)

    5) «Терпимость – это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма» (Жюль Франсуа Леметр)

    6) «Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества» (С. Лихачёв)

    7) «Один человек отличается от другого больше, чем разнятся два животных разных видов». (Мишель де Монтень)

    8) «Современный мир жесток, жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребёнка – должна стать толерантность» (М. Орлова)

    9) «Воспринимайте окружающих людей такими, какие они должны быть». (Рутт, психолог)

    10) «Ключ к окружающим меня людям лежит во мне самом» (Антуан де Сент-Экзюпери)

    ЭПИЗОД 9:

      карточки со словами:

      * старик – юноша

      * учитель – ученик

      * родители – сын студент

Внеклассное мероприятие для старших классов на тему: Толерантность. Сценарий

Беседа-тренинг для старшеклассников «Мы выбираем-Толерантность»

Автор: Косолапова Ирина Владимировна, воспитатель ГКОУ С(К)ШИ №2 для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Описание работы: предлагаю вам занятие для детей 9 классов по теме «Мы выбираем-Толерантность».
Данный материал предназначен для воспитателей специальных(коррекционных) школ-интернатов 8 вида.

Тема: «Мы выбираем-Толерантность»

Цель: формирование толерантного отношения воспитанников, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.
Задачи:
Образовательные:
-расширить представление о толерантной личности, попробовать стать более лояльным по отношению к друг другу;
-расширить знания воспитанников о взаимоотношениях детей;
Коррекционно-развивающие:
-научить находить в людях и в самом себе, то что помогает людям быть толерантными, через упражнение «Жемчужина в раковине»;
-развивать речь и умение мыслить, через тренинговые упражнения
-развивать умении формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать мнения других, через психологические приемы.
Коррекционно-воспитывающие:
-воспитывать уважительное отношение к друг другу;
-воспитывать чувство толерантности к окружающим людям

Оборудование:
-мультимедийная презентация,
-сигнальные карточки (зеленые, красные),
-бумага, фломастеры, шариковые ручки,
-булавки, камушек,
-конверт с вопросами, шаблоны «следы»
-2 коробки (красная, черная),

Форма проведения :беседа-тренинг

Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди».
Б.Шоу

I. Организационный момент (приветствие, настрой на занятие)
Воспитатель:
-Здравствуйте ребята.
-Я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным.
Упражнение «Звали, зовут, будут звать…».
Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».
Воспитатель:
- Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

Упражнение «Знакомство».
Воспитатель:
- Я сегодня проведу у вас занятие. Но для начала, давайте необычно познакомимся. Ребята, давайте образуем круг. Называем своё имя и по первой букве своего имени даём себе характеристику. Меня зовут Ирина Владимировна, первая буква моего имени И, я – интересная (далее ребята называют свои имена и дают себе характеристику).
- Очень приятно познакомиться.

II. Сообщение темы и цели:
Воспитатель:
- Ребята, обратите внимание на эпиграф.
- Как вы понимаете слова Б.Шоу? (ответы детей)

Воспитатель:
-Правильно. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
-Сегодня на занятии мы будем с вами учиться быть толерантными по отношению друг к другу, уважать индивидуальность и неповторимость каждого из вас.

III.Основная часть:
1. Чтение и анализ притчи «Ладная семья» и история происхождения понятия «Толерантность».
- А начнем мы наше занятие с китайской притчи. Название притчи «Ладная семья».

Воспитатель:
- Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? (Любовь, прощение, терпение…) Наша группа– это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей группе всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Не было ни ссор, ни ругани.
-У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, с которым вы уже давно знакомы, и которое имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличился тем, что при разных правительствах, оставался неизменно мини¬стром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, уважитель¬но относился к людям, искал решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

2. Буквенный анализ понятия «Толерантность».
Воспитатель:
-Давайте попробуем вспомнить, что означает понятие толерантность, путем проведения буквенного анализа данного слова:
Т- терпение.
О- ответственность.
Л- любовь.
Е- единство.
Р- радость.
А- активность.
Н- надежность
Т- товарищество.
Н- нравственность
О- общение.
С- сострадание, сотрудничество, справедливость.
Т- терпимость.
Ь

3. Тренинговые упражнения.
Воспитатель:
-Если посмотреть друг на друга, то мы увидим, что мы различаемся по каким - то признакам.
Упражнение «Давайте пофантазируем…»
-Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
-Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
-Хорошо или плохо, что мы все разные?
-Как жить в мире, где столько разных людей?
-Значит можно сделать вывод: Различия дополняют и обогащают общество, чтобы жить в мире, где столько разных людей.

Упражнение «Конверт откровений»
- А сейчас я предлагаю каждому сидящему в кругу по очереди вынуть из Конверта откровений один из помещенных в него вопросов, написанных на полоске бумаги, и ответить на него. (Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказаться о том, что волнует, интересует детей, узнать их ценности, убеждения и т. д.)
Если бы ты мог(ла) перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это.
Если бы ты смог(ла) на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы ты для этого выбрал(а)? Почему?
Если бы добрая фея обещала выполнить три твоих желания, то что бы ты пожелал(а)?
Если бы ты в течение одного дня был невидим(а), то как бы ты этим воспользовался?
По каким критериям ты выбираешь себе друга?
В какой стране ты хотел(а) бы жить?
Если бы тебе предложили наметить план твоей жизни, то какими были бы три самые главные цели?
Если бы ты поймал(а) золотую рыбку, то какие бы три желания ты загадал(а)?
Воспитатель:
- Мы узнали, какие интересы у вас, какими прекрасными ценностями вы обладаете, что вас волнует. Хорошо, что вы были все откровенны. Спасибо.

Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми?
-Но ведь все люди разные – что помогает нам находить общий язык с другими людьми?
-А вам в группе нужно уметь находить общий язык друг с другом? Для чего?

Иногда мы невольно обижаем людей, не замечая серьезности наших поступков, а бывает, что сами уделяем чрезмерное внимание мелочам, обижаемся по пустякам. Попробуем разобраться, на что нужно обращать внимание, а что можно считать мелочью жизни.
Упражнение «Мелочи жизни».
У детей сигнальные карточки (красные и зеленые).
-Если вы считаете поступок, о котором я скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете, то зеленую. Приготовились?
Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает -это...
Входит в комнату человек, со всеми здоровается – это...
Говорить в любой ситуации спокойным, ровным голосом – это...
Плакать по пустякам – это …
Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами – это...
Сердиться, если не попал на просмотр фильма – это...
Глотать наспех завтрак в буфете – это …
Вы опоздали на запланированную встречу – это…

Воспитатель:
-Каких же карточек вы поднимали больше? Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
- Подумайте, всегда ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Понять непохожих на нас людей. (ответы детей).
-А всегда ли может сказать комплименты в адрес другого человека, если мы обижены на него, или извиниться, если обидели сами?(ответы детей)

Упражнене – релаксатор «Хорошие слова для друга».
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг друг за другом. Приколите чистый лист бумаги, который лежит рядом с вами, на спину впереди стоящему ученику. Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем. Например: Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим.
-Пусть все снимут свои листы бумаги и прочитают, что там написано. Как здорово о вас думают ваши товарищи! Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь.

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
-В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся интолерантными. У каждого человека есть право выбора. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Упражнение «Камушек в ботинке».
Выходят дети 1 или 2 человека по желанию. Воспитатель предлагает им положить в обувь «камешек» (можно использовать ластик). Учащиеся пытаются, взявшись за руки пройти перед классом. (Не получается)
Воспитатель:
- Скажите, а что вам мешает красиво пройти. (Камешек)
-Найдите в себе то, что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми. (гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть,) Запишите на листочках….
-Теперь сверните листок и выбросите в черную коробку. (Коробка выставляется за дверь).
-Теперь вам ничего не будет мешать общаться с другими людьми.

Упражнение «Жемчужина в раковине».
Воспитатель:
-Отыщите в себе то, что является достоинством и помогает жить в мире с окружающими людьми: радость, понимание, терпение, уступчивость, умение прощать, умение дружить, отзывчивость, честность, правдивость. Запишите на листочках. Сверните и положите в коробочку красного цвета в виде сердечка. Это то, что помогает вам общаться, понимать и принимать других людей.

Наше занятие окончено. Спасибо.

Список использованных источников:
1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.
2. 2.Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. Удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
3. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.
4. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.
5. Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
6. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.
7. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
8. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.
9. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика. - 2004.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему" инновационные технологии" Понятие об инновации и их классификация презентация

Последние две группы также можно объединить в одну, так как смысл данных инноваций – изменение уже созданного нового продукта, а радикальные...

Центральная симметрия. Презентация
Центральная симметрия. Презентация "Движения. Центральная симметрия" Презентация осевая и центральная симметрия треугольника

Слайд 1 Подготовили ученики X «А» класса: Зацепина Екатерина, Павлова Юлия.Центральная симметрия.Слайд 2 Слайд 3 Приведём примеры фигур, обладающие...

Система
Система "5С" на производстве: описание, особенности, принципы и отзывы

Зачем нам нужно 5S? Какой результат можно получить с помощью рациональной организации рабочих мест? Какие задачи можно попутно решать и какие...