Разрешение трудового спора в трудовом арбитраже. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Нормативно- правовые акты

Трудовой арбитраж – временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами спора и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в случае, если стороны спора заключили письменное соглашение об обязательном выполнении его решений.

Созданию трудового арбитража предшествует заключение соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.

В отличие от создания примирительной комиссии и приглашения посредника, где активное участие принимают только стороны спора, создание трудового арбитража требует также обязательного участия государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров, который наравне со сторонами принимает участие в создании трудового арбитража, в определении его состава, выработке регламента, определении полномочий.

Трудовой арбитраж должен быть создан в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Срок для рассмотрения спора в трудовом арбитраже – не более пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора (ч. 5 ст. 404 ТК РФ). Рекомендации трудового арбитража по урегулированию спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, так как они заключили соглашение об их выполнении.

Несмотря на то, что трудовой арбитраж является добровольным органом по разрешению коллективных трудовых споров, в случаях, предусмотренных ст. 406 ТК РФ, он является обязательным этапом рассмотрения спора . Создание трудового арбитража и рассмотрение им спора обязательно, если одна из сторон (чаще всего работодатель) уклоняется от участия в создании или работе примирительной комиссии.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от них, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения спора, работники имеют право прибегнуть к крайней мере – забастовке.

Забастовка – временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Право на забастовку является одним из основных трудовых прав работника и закреплено в ст. 37 Конституции РФ. Право на забастовку принадлежит только работникам, поэтому закон прямо запрещает представителям работодателя организовывать забастовку и принимать в ней участие (п. 5 ст. 409 ТК РФ).

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профсоюзом (объединением профсоюзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

В решении об объявлении забастовки указываются:

1) перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

2) дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников;

3) наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

4) предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в организации или ее обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки, у индивидуального предпринимателя. Перечень минимума необходимых работ (услуг) разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, соглашением сторон спора совместно с органом местного самоуправления (ст. 412 ТК РФ).

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее, чем за десять календарных дней. Работодатель, в свою очередь, предупреждает о забастовке государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

ТК РФ предусматривает возможность объявления часовой предупредительной забастовки уже на стадии работы примирительной комиссии (чч. 4, 5 ст. 410).

Законодатель предусматривает определенные гарантии прав работников в связи с проведением забастовки (ст. ст. 414, 415 ТК РФ).

Участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового договора, кроме случаев неисполнения обязанности прекратить незаконную забастовку.

Не допускается применять к работникам, участвующим в забастовке, меры дисциплинарной ответственности, кроме случаев участия в незаконной забастовке.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняется место работы и должность.

Несмотря на то, что работодатель имеет право не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке, коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке.

Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением, не имеющим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя производится в порядке и размерах, предусмотренных Трудовым кодексом. Работодатель имеет право переводить указанных работников на другую работу. Коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть предусмотрен более льготный порядок выплат указанным работникам.

Работодатель обязан выплачивать заработную плату работникам, занятым выполнением обязательного минимума работ (услуг) независимо от их участия в забастовке.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора, включая проведение забастовки, запрещается локаут – увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в споре или в забастовке. В случае незаконного увольнения работников работодатели или их представители могут привлекаться к административной ответственности.

Законодатель в ст. 413 ТК РФ регулирует вопросы, связанные с признанием забастовки незаконной.

Незаконной признается забастовка:

В периоды введения военного и чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

В органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;

В правоохранительных органах;

В организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

В организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей;

Если забастовка была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных Трудовым кодексом.

Решение суда о признании забастовки незаконной , вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии решения суда органу, возглавляющему забастовку. В случае неисполнения данной обязанности работники могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, а представительный орган работников, объявивший забастовку и не прекративший ее, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств, в размере, определенном судом.

Помимо признания забастовки незаконной, трудовое законодательство предусматривает возможность ее отложения или приостановления . В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей суд вправе отложить на срок до 30 дней не начавшуюся забастовку, а начавшуюся – приостановить на тот же срок (ч. 7 ст. 413 ТК РФ). В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней.

Участие трудового арбитра в рассмотрении коллективного трудового спора должно предоставлять сторонам коллективного трудового спора дополнительные возможности для его мирного разрешения.

Трудовой арбитр должен быть готов дать сторонам коллективного трудового спора предложения и альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса, для того чтобы помочь успешному ходу переговоров, в то же время не оказывая давления на представителей сторон при принятии ими того или иного решения.

Трудовой арбитр должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, стремиться к завершению коллективного трудового спора на данном этапе.

Конфиденциальная информация, доверенная трудовому арбитру при его работе, не должна распространяться и использоваться им прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

Позиции каждой из сторон коллективного трудового спора на переговорах, их предложения, высказанные трудовому арбитру конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой стороне без предварительного согласия стороны или лица, давшего информацию.

Трудовой арбитр не должен принимать вознаграждения или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.

Трудовой арбитр должен:

обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения представителей сторон, аккумулировать все позитивное, что можно использовать для достижения согласия и разрешения коллективного трудового спора. Большое значение имеют также его стремление к пониманию, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, снимать напряженность переговорного процесса;

руководствоваться Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, а также Рекомендациями Минтруда России;

знать методы ведения переговорного процесса. Желательно его знакомство с основными принципами работы профсоюзной организации, действующей системой разрешения индивидуальных жалоб, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации.

Трудовой арбитраж является одним из примирительных органов, создаваемых для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора. Как и примирительная комиссия, он действует лишь в период рассмотрения спора.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.



Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения данного спора примирительной комиссией или посредником.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора, получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора, информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора, принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (ст. 404 ТК РФ).

В мировой практике различают создание добровольного арбитража для разрешения коллективных трудовых споров и принудительного арбитража. По этой классификации трудовой арбитраж надо признать добровольным прежде всего потому, что он может быть создан только по соглашению сторон. Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, работники могут приступить к организации забастовки (ст. 406 ТК РФ), за исключением случаев, когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 413 Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена, но создать арбитраж и рассмотреть в нем спор вопреки воле одной из сторон спора невозможно.

Трудовой арбитраж создается при непосредственном участии сторон: они избирают трудовых арбитров. Это также одно из проявлений добровольного характера трудового арбитража. Трудовой кодекс РФ рассматривает трудовой арбитраж как одну из примирительных процедур, хотя традиционно арбитраж и арбитражное рассмотрение споров относят к третейскому разбирательству, а также определяет порядок и сроки создания трудового арбитража. В его образовании участвуют представители работников и работодателя (работодателей), заинтересованные в разрешении спора, и государственный орган. Сформировать трудовой арбитраж без участия работодателя (если он уклоняется от продолжения примирительных процедур) невозможно. Для его создания необходимо обратиться в государственный орган, поскольку он специально назван в качестве одного из участников формирования трудового арбитража.

Состав трудового арбитража для рассмотрения конкретного спора формируется по соглашению сторон, поскольку примирительный орган должен быть авторитетным и пользоваться доверием участников спора. Только в этом случае его деятельность может оказаться эффективной.

В качестве трудовых арбитров могут быть избраны любые независимые специалисты по выбору сторон. На практике иногда в качестве трудовых арбитров пытаются привлечь руководителей вышестоящего профсоюзного органа или хозяйственной организации. Такой подход к формированию трудового арбитража представляется ошибочным, поскольку и вышестоящий профсоюз, и вышестоящий орган управления не могут быть абсолютно беспристрастными при рассмотрении разногласий подчиненных им субъектов. При создании трудового арбитража стороны могут воспользоваться и рекомендациями государственного органа.

Статус трудового арбитра связан с рассмотрением конкретного коллективного трудового спора, т.е. определенные лица избираются сторонами в качестве трудовых арбитров и пребывают ими в течение срока деятельности трудового арбитража. Затем они возвращаются к выполнению своей основной работы и трудовыми арбитрами уже не считаются.

Создание трудового арбитража, а также его состав с указанием председателя подтверждаются в письменной форме. Рекомендации Минтруда России советуют оформить эти действия протоколом, подписанным представителями работодателя (работодателей), работников, государственного органа по урегулированию таких споров.

В решении (протоколе) рекомендуется отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении спора, согласовав эти условия с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и соответствующим госорганом по урегулированию коллективных трудовых споров.

Одновременно с созданием трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров определяют регламент работы и уточняют его полномочия. Эти сведения также отражаются в письменном решении.

Дата подписания решения считается днем создания трудового арбитража. С этого дня исчисляется пятидневный (в рабочих днях) срок, установленный для рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделен соответствующими полномочиями. Он может запрашивать и получать документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, заслушивать объяснения и обращения сторон, принимать рекомендации по существу спора.

В случае необходимости арбитраж может информировать органы государственной власти и местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

В решении о создании трудового арбитража стороны и государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров могут указать конкретные полномочия, которыми наделяются трудовые арбитры для разрешения данного спора. Например, право опросить работников организации, привлечь эксперта или консультанта.

а) запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

б) приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах данного коллективного трудового спора;

в) требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;

г) предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора.

Трудовой арбитр должен знать действующее законодательство о труде и, в частности, законодательство о коллективных договорах и соглашениях и порядке разрешения коллективных трудовых споров. Он должен владеть методами ведения договорного процесса. Желательно его знакомство с основными принципами работы профсоюзных организаций, действующей системой работы с жалобами работников, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации, являющейся стороной в коллективном трудовом споре.

Трудовой арбитр должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, стремиться к завершению коллективного трудового спора на этапе рассмотрения в трудовом арбитраже. Он должен быть готов дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу договорного процесса, для того чтобы помочь успешному ходу переговоров и не оказывать давления на представителей сторон.

Важно подчеркнуть необходимость добросовестного отношения каждого трудового арбитра к возложенным на него обязанностям. Трудовой арбитраж должен детально исследовать все материалы дела, проверить полномочия представителей сторон, существо возникших разногласий, установить по возможности все обстоятельства, имеющие значение для урегулирования конфликта.

Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну при осуществлении примирительных процедур.

Конфиденциальная информация, доверенная трудовым арбитрам при рассмотрении трудового спора, не должна распространяться и использоваться ими прямо или косвенно для личной или иной выгоды.

Позиции представителей каждой стороны, ее планы и предложения, высказанные трудовым арбитрам конфиденциально, не должны передаваться другой стороне без предварительного согласия лиц, предоставивших соответствующую информацию.

Создание трудового арбитража и рассмотрение коллективного трудового спора на этой стадии должны быть направлены на предоставление сторонам дополнительной возможности для его мирного разрешения.

С учетом имеющейся правовой базы, социально-экономической ситуации и изученного опыта становления и развития социального партнерства в других странах и в Российской Федерации можно констатировать следующее.

Подбор состава трудовых арбитров проводится с участием соответствующего госоргана. При определении кандидатур необходимо взаимодействовать с территориальными трехсторонними комиссиями, органами исполнительной власти субъектов РФ (как правило, местными органами по труду).

В состав трудовых арбитров включаются ученые, общественные деятели, представители органов исполнительной власти, предприятий, профессиональных союзов, работодателей с учетом основных данных по полу, возрасту, месту работы, должности, образованию, национальности, адресу и т.п.

В число арбитров также должны входить специалисты, имеющие соответствующую подготовку и профессиональный авторитет в области трудовых отношений.

Обучение трудовых арбитров организуется госорганом и его региональными отделениями во взаимодействии с территориальными трехсторонними комиссиями и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Количественный и персональный состав арбитров по каждому коллективному трудовому спору определяется сторонами спора с участием соответствующего госоргана, который предлагает сторонам кандидатуры арбитров из рекомендуемого состава, стороны определяют приемлемых для них арбитров.

Председатель трудового арбитража избирается из числа его членов.

В состав трудового арбитража не могут входить лица, являющиеся представителями сторон, вовлеченных в конфликт, либо по должностному статусу заинтересованные в его одностороннем разрешении. Посредник, участвовавший в рассмотрении коллективного трудового спора, не может быть трудовым арбитром при рассмотрении того же спора.

В случае необходимости трудовой арбитраж обращается по вопросам разрешения коллективного трудового спора за консультациями в соответствующие компетентные органы.

Расходы, связанные с проведением трудового арбитража, в том числе на выплату среднего заработка и на дополнительную оплату труда трудовых арбитров в связи с выполнением ими функций по урегулированию коллективного трудового спора, оплачиваются по соглашению сторон коллективного трудового спора за счет их средств.

По вопросам, переданным на рассмотрение трудового арбитража, стороны до заседания должны представить письменные предложения председателю арбитража. Необходимые дополнительные материалы по требованию председателя арбитража должны быть ему представлены в сроки, им установленные.

Если на заседание арбитража не явилась сторона, по инициативе которой организован арбитраж, процедура прекращается, в случае неявки по уважительным причинам рассмотрение спора откладывается.

Трудовой арбитраж может вынести решение о прекращении рассмотрения трудового спора, если:

сторона достигла соглашения о прекращении трудового спора;

спор не является трудовым и не подлежит рассмотрению трудовым арбитражем.

Решение арбитража обязательно для исполнения сторонами коллективного трудового спора.

Организация данной работы возможна с помощью территориальных трехсторонних комиссий, органов по труду, через средства массовой информации.

Для обеспечения нормальной деятельности трудового арбитража необходимо решение ряда вопросов, к числу которых относится прежде всего предоставление помещения, обеспечение средствами оргтехники и обслуживающим персоналом (секретарь и т.п.), оплата в случае необходимости консультации специалиста и других подобных мероприятий.

Законодательство не регламентирует организационного и финансового обеспечения деятельности трудовых арбитражей. Такого рода проблемы должны оговариваться при создании этого примирительного органа и разрешаться в определенной мере за счет сторон спора. Вместе с тем с учетом международно-правовых норм (в соответствии с подп. 1 п. 3 Рекомендации МОТ N 92 примирительная процедура должна быть бесплатной) было бы целесообразно в перспективе организационно-техническое обеспечение работы трудового арбитража возложить на государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, тем более что он призван оказывать содействие в разрешении коллективных трудовых споров.

Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров при создании названного примирительного органа. Регламентом могут быть установлены продолжительность ежедневных заседаний, правила замены одного из арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств, очередность объяснений сторон по существу спора, возможность отвода арбитров и т. п.

Рекомендации содержат лишь два требования относительно порядка работы трудового арбитража. Во-первых, он должен рассматривать коллективный трудовой спор с участием представителей сторон, следовательно, проведение заседаний в отсутствие одного или обеих сторон недопустимо. На наш взгляд, из этого правила может быть только одно исключение: когда представитель работников или представитель работодателя (работодателей) в письменной форме обратился с просьбой разрешить спор без него, другая сторона согласилась, а арбитраж счел это возможным. На практике такие ситуации исключительно редки.

Второе требование касается предмета спора. Поскольку трудовой арбитраж представляет собой примирительный орган, созданный для разрешения конкретного спора, и является, как правило, вторым (а иногда и третьим) органом, пытающимся примирить стороны, на его рассмотрение выносится только протокол разногласий, составленный примирительной комиссией или посредником совместно с участниками спора, или это может быть протокол разногласий, составленный в ходе коллективных переговоров, или требования работников. Иными словами, предмет спора – круг вопросов, по которым стороны не смогли достигнуть согласия, при разрешении спора может только сужаться за счет достижения определенных компромиссов. Недопустимо выносить на обсуждение в трудовом арбитраже требования, не рассматривавшиеся примирительной комиссией.

Процедура рассмотрения спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

а) изучение документов и материалов, представленных сторонами;

б) заслушивание представителей сторон;

в) заслушивание свидетелей и экспертов, если в этом есть необходимость;

г) разработка решений.

Если бы законодатель ставил своей целью сделать рассмотрение дела в трудовом арбитраже более формальным, схожим с судебным, не имело бы смысла создавать новые временно действующие органы, можно было бы предусмотреть разрешение коллективных споров в суде. Отсутствие жестких процедурных требований, гибкость, ориентация на достижение компромисса и добровольное принятие и исполнение достигнутых договоренностей и рекомендаций – принципиальное отличие примирительных процедур, которые используются для разрешения коллективных трудовых споров. В этом их преимущество перед формальным разбирательством в суде, которое далеко не всегда приемлемо для решения таких деликатных и болезненных проблем, как коллективные трудовые споры.

В настоящее время трудовой арбитраж уже существует и его деятельность определена в официальном порядке. В 1951 г. Рекомендацией МОТ N 92 арбитраж рассматривается как орган, в который стороны трудового конфликта обращаются на основе добровольного соглашения и чье решение они добровольно признают при разрешении этим органом их коллективного трудового спора.

Трудовой арбитраж – это добровольное временное общественное образование, призванное на законных основаниях содействовать работникам и работодателю в урегулировании коллективного трудового спора. Это образование не является судом как таковым – он не вправе принимать на себя осуществление правосудия, его решения не обеспечены государственным принуждением. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже – один из этапов примирительных процедур. Деятельность этого органа не заменяет деятельность судов общей юрисдикции, а также арбитражных судов.

Однако ТК РФ не полностью урегулированы следующие вопросы. Так, согласно его ст. 408, соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе его разрешения, оформляется в письменной форме и имеет для сторон спора обязательную силу. Контроль над его исполнением осуществляется сторонами спора. Из содержания ст. 416 ТК РФ следует, что представители работодателя и работники, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном в КоАП РФ. Согласно ст. 5.33 КоАП РФ, за невыполнение работодателем или его представителем (обратите внимание на нестыковку со ст. 416 ТК РФ: отсутствует представитель работников) обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, установлено наложение штрафа в размере от 20 до 40 МРОТ. Кроме того, по правовой природе трудовой арбитраж аналогичен официально созданному третейскому суду, но вопрос о возможности оспаривания решений трудового арбитража и принудительного исполнения его решений при обращении в компетентный орган судебной власти пока не получил однозначного определения ни в официальных актах, ни в юридической литературе.

Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие решений по урегулированию спора. Они составляются в письменной форме, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам коллективного трудового спора. Решения принимаются с учетом всех обстоятельств дела в строгом соответствии с действующими законами и иными нормативными правовыми актами в сфере труда, оформляются протоколом, в котором указываются присутствующие на заседании арбитры, представители сторон спора, перечень мер, которые желательно осуществить для разрешения разногласий. Примерная форма протокола дана в приложении N 2 к Рекомендациям Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 59.

Рассмотрим пример.

В г. Москве представители профсоюзов, работодателей и Правительства Москвы еще в 2000 г. обязались способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и закрепили данное обязательство в трехстороннем соглашении на 2001 г. (перезаключается каждый год, так как эффективно развивает эти отношения. На сегодняшний день существует Соглашение на 2007 г. (постановление Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. N 1007-ПП. – Прим. авт.). В целях реализации этого соглашения постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2001 г. N 840-ПП "О создании учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров"*(333) был создан первый трудовой арбитражный суд. Учредителями выступили Комитет общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, Московская федерация профсоюзов, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей, специализированная коллегия адвокатов "Инюрколлегия". В апреле 2002 г. суд был зарегистрирован в качестве юридического лица в организационно-правовой форме учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров".

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником (в данном случае указанными выше учредителями) для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. На основании ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Согласно Уставу учреждения "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" целями его создания, в частности, являются:

правовое и организационное обеспечение работы по созданию системы механизмов контроля в рамках социального партнерства за соблюдением прав и законных интересов работников в организациях различных форм собственности;

урегулирование и ликвидация конфликтов, возникающих между работодателями и трудовыми коллективами в сфере трудовых правоотношений.

Для достижения поставленных целей это учреждение:

создает и обеспечивает деятельность трудового арбитражного суда, специализирующегося на разрешении коллективных трудовых споров, распространяет информацию о деятельности этого суда среди лиц, имеющих отношение к трудовому законодательству и к разрешению трудовых конфликтов;

проводит конференции, семинары и лекции на темы, относящиеся к трудовому законодательству Российской Федерации и г. Москвы;

организует курсы профессиональной подготовки и повышения квалификации в области законодательства о труде и занятости для предприятий-работодателей, профсоюзных организаций, юридических фирм, министерств и ведомств;

участвует в разработке и анализе законопроектов, относящихся к сфере трудового законодательства, с учетом опыта и рекомендаций МОТ и пр.

Таким образом, стороны коллективного трудового спора, возникшего в г. Москве, для создания предусмотренного ТК РФ органа по рассмотрению спора могут обратиться в некоммерческое учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров".

С середины 2003 г. московский Трудовой арбитражный суд финансировался Правительством Москвы лишь частично, основное его финансирование осуществлялось в рамках международного проекта "Трудовое законодательство и арбитраж". Этим проектом, входящим в число иных проектов Программы ТАСИС (Программа технического содействия бывшим республикам СССР, кроме стран Балтии), направленных на развитие социально-экономических реформ и демократических преобразований в России. Программа финансируется Европейским союзом.

Однако с 1 января 2006 г. международное финансирование проекта "Трудовое законодательство и арбитраж" прекратилось. Частичное финансирование взяло на себя Правительство Москвы. В связи с этим бесплатная помощь спорящим сторонам, выражающаяся в предоставлении арбитров, помещения, оргтехники и прочего необходимого при разрешении спора (вплоть до карандашей и бумаги), может стать платной. Тарифы на услуги будут зависеть от категории добровольно неурегулированного спора: например, оплата помощи в разрешении спора о размере задолженности по зарплате может значительно превышать тариф за разрешение спора о понуждении работодателя включить в коллективный договор какое-то условие.

  • Сроки для работодателей
  • Последствия пропуска срока
  • Наличие индивидуального трудового спора основание для применения срока давности
  • Начало течения срока по трудовым спорам.
  • 9.Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения трудовых споров. Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения и разрешения трудовых споров
  • 10.Нормы Конституции рф, имеющие концептуальное значение для рассмотрения трудовых споров. Нормы Конституции рф, имеющие концептуальное значение для рассмотрения и разрешения трудовых споров
  • 11.Трудовой кодекс рф – основной кодифированный нормативный правовой акт, регулирующий порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров.
  • 12.Положения Гражданского процессуального кодекса рф, касающиеся рассмотрения судом индивидуальных трудовых споров. Положения гпк рф, касающиеся рассмотрения судом индивидуальных трудовых споров
  • 13.Подзаконные акты по трудовым спорам.
  • 15.Виды органов, рассматривающих и разрешающих индивидуальные трудовые споры, и их правовой статус. Процедуры рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
  • 16.Виды органов, рассматривающих коллективные трудовые споры, и их правовой статус. Этапы примирительных процедур при рассмотрении коллективного трудового спора.
  • 17.Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров.
  • 18.Понятие и признаки индивидуального трудового спора.
  • 19.Понятие и значение подведомственности индивидуальных правовых споров.
  • 20.Индивидуальные трудовые споры, подведомственные комиссии по трудовым спорам.
  • 21.Индивидуальный трудовые споры, подведомственные непосредственно суду.
  • 22.Разрешение возникших разногласий самими спорящими сторонами (доюрисдикционная стадия).
  • 23.Альтернативная процедура урегулирования трудовых споров с участием посредника (процедура медиации)
  • 24.Порядок образования комиссий по трудовым спорам. Комиссия по трудовым спорам структурных подразделений.
  • 25.Порядок рассмотрения индивидуальных правовых споров комиссией по трудовым спорам.
  • 26.Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам, содержание решения комиссии по трудовым спорам.
  • 27.Порядок обжалования решения комиссии по трудовым спорам.
  • 28. Компетенция судов при рассмотрении индивидуальных трудовых споров. Территориальная подсудность трудовых споров.
  • 29.Предъявление иска по индивидуальному трудовому спору
  • 30. Подготовка трудового дела к судебному разбирательству.
  • 31.Единоличное и коллегиальное рассмотрение индивидуального трудового спора. Заочное производство.
  • 32.Предмет и бремя доказывания в индивидуальных трудовых спорах.
  • 33.Решение суда по индивидуальному трудовому спору.
  • 34.Рассмотрение и разрешение индивидуальных споров в кассационном и надзорном порядке.
  • 35. Споры о заключении трудового договора.
  • 36.Споры о переводах на другую работу.
  • Взыскание заработной платы
  • 37.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)
  • 38.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников.
  • 39.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе.
  • 40. Споры о расторжении трудового договора в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
  • 41.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей.
  • 42.Споры о рабочем времени и времени отдыха.
  • 43. Споры об оплате труда, гарантиях и компенсациях.
  • 44. Споры о дисциплинарной ответственности.
  • 45. Споры о материальной ответственности работника.
  • 46. Споры о материальной ответственности работодателя.
  • 47. Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров государственных гражданских служащих.
  • 48. Особенности рассмотрения трудовых споров иностранных работников.
  • Но на территории России действуют законы России, по которым все работники равны перед законом. И россияне и иностранцы.
  • 49. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам.
  • Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам
  • 50. Понятие, предмет коллективного трудового спора, его отграничение от коллективной защиты индивидуальных трудовых прав работников.
  • 51. Порядок разрешения разногласий самими сторонами. Момент начала коллективного трудового спора.
  • 52. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.
  • 53. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.
  • 54. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
  • 55. Гарантии работникам, участвующим в рассмотрении коллективного трудового спора.
  • 56. Понятие забастовки. Право на забастовку и его ограничение. Право на забастовку и его ограничение
  • 57. Порядок объявления забастовки. Порядок объявления забастовки
  • 58. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки
  • 59. Незаконные забастовки.
  • Правовое положение работников в связи с проведением забастовки
  • 54. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

    Трудовой арбитраж – орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами спора совместно с государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения коллективных трудовых споров, передаваемых ему по соглашению сторон.

    Трудовой арбитраж в России является добровольным. Добровольный характер трудового арбитража проявляется прежде всего в том, что он может быть создан только по соглашению сторон. Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, работники вправе приступить к проведению забастовки, однако создать арбитраж и рассмотреть в нем спор вопреки воле одной из сторон спора невозможно.

    Таким образом, отказ коллектива работников от формирования трудового арбитража не является нарушением процедуры рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора. Данный вывод подтверждается судебной практикой.

    Так, постановлением конференции трудового коллектива ЗАО "Портовый флот" от 21 октября 2005 г. с 8 час. 10 ноября 2005 г. была объявлена бессрочная забастовка работников этой организации с предполагаемым участием в ней 700 человек; был избран забастовочный комитет и определены предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в период проведения забастовки.

    Администрация ЗАО "Портовый флот" обратилась в суд с заявлением о признании этой забастовки незаконной, указывая на то, что представителями работников не были в полном объеме соблюдены предусмотренные законодательством РФ сроки и процедура урегулирования коллективного трудового спора, что не позволяло трудовому коллективу начать забастовку. По мнению работодателя, мотивировка решения об объявлении забастовки не соответствует ранее выдвинутым работниками требованиям, по поводу которых возник коллективный трудовой спор, утвержденным постановлением конференции трудового коллектива ЗАО "Портовый флот" от 15 июля 2005 г. В п. 3 постановления об объявлении забастовки включено дополнительное требование, по которому не проводились примирительные процедуры.

    Заявитель полагал, что забастовка не может быть признана законной и в силу ст. 413 ТК РФ, поскольку ЗАО "Портовый флот" является организацией водного транспорта. Проведение забастовки создает угрозу жизни и здоровью людей и может нанести ущерб репутации РФ как стороны международных соглашений по морскому праву.

    Администрация ЗАО "Портовый флот" указывала также на то, что работники в установленном порядке не согласовали с работодателем минимум необходимых работ (услуг), производимых в период проведения забастовки, а представленный минимум по своему содержанию не соответствует положениям приказа Министерства транспорта РФ от 7 октября 2003 г. N 197 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах и представительствах) транспортного комплекса" и ряду других требований, вытекающих из норм и правил по обеспечению безопасности стоянки судов у причала и по снабжению судов.

    Решением Санкт-Петербургского городского суда от 7 ноября 2005 г. забастовка работников ЗАО "Портовый флот" была признана незаконной.

    В кассационной жалобе трудового коллектива ЗАО "Портовый флот" был поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 16 декабря 2005 г. решение суда отменила по следующим основаниям.

    В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

    В силу ст. 2 ТК РФ обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами, является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

    Право работника на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, также предусмотрено в ст. 21 ТК РФ.

    Как указано в ч. 2 ст. 409 ТК РФ, работники или их представители вправе приступить к организации забастовки в том случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

    В силу ч. 1 ст. 401 ТК РФ порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

    При этом согласно ч. 2 той же статьи лишь рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом его разрешения.

    Судом установлено, что 15 июля 2005 г. состоялась конференция трудового коллектива ЗАО "Портовый флот", на которой было принято постановление о признании заработной платы работников ЗАО "Портовый флот" не отвечающей росту потребительских цен на товары и услуги в г. Санкт-Петербурге; были утверждены требования к работодателю о повышении должностных окладов с 1 июля 2005 г. на 15% всем тем работникам, которым индексация в 2004 г. не производилась, с 1 сентября 2005 г. – на 20% всему трудовому коллективу ЗАО "Портовый флот", а членам экипажей ледоколов – на 50% комсоставу и на 30% рядовым. Тем же постановлением утвержден список представителей трудового коллектива для включения в состав комиссии по рассмотрению указанного вопроса.

    20 июля 2005 г. председателем профкома ЗАО "Портовый флот" администрации организации было направлено предложение начать переговоры по увеличению заработной платы.

    Приказом исполнительного директора ЗАО "Портовый флот" от 21 июля 2005 г. была сформирована комиссия по рассмотрению требований работников с включением в ее состав представителей трудового коллектива и представителей администрации организации, а также определена дата начала работы комиссии – 25 июля 2005 г.

    Выдвинутые работниками требования работодателем добровольно не были удовлетворены, в связи с чем в период с 25 июля по 8 августа 2005 г. работала примирительная комиссия, решением которой от 8 августа 2005 г. переговоры были отложены до 4 октября 2005 г. в связи с введением на два месяца в качестве временной меры премирования работников экипажей судов.

    Работа комиссии была продолжена 5 и 7 октября 2005 г., но соглашение об урегулировании трудового спора достигнуто не было.

    11 октября 2005 г. администрация ЗАО "Портовый флот" передала представителю работников подписанные с ее стороны документы: протокол заседания комиссии от 7 октября 2005 г., содержавший решение комиссии о переходе к рассмотрению спора в трудовом арбитраже, протокол разногласий и проект соглашения о передаче спора на рассмотрение трудового арбитража.

    12 октября 2005 г. представитель работников передал администрации проект соглашения о приглашении посредника. В тот же день администрация ЗАО "Портовый флот" направила работникам письмо, в котором обратила внимание на незавершенность примирительных процедур в силу отсутствия подписанного сторонами протокола разногласий, а также подтвердила свое согласие на передачу спора на рассмотрение трудового арбитража.

    14 октября 2005 г. работники передали администрации другой вариант протокола от 7 октября 2005 г., содержавший решение о переходе к разрешению спора с участием посредника, а также подписанный со стороны работников протокол разногласий.

    В связи с подписанием сторонами протокола разногласий работа примирительной комиссии в соответствии с ч. 1 ст. 403 ТК РФ считается завершенной, после чего стороны коллективного трудового спора переходят к продолжению примирительных процедур с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ч. 7 ст. 402 ТК РФ).

    Протокол заседания комиссии от 7 октября 2005 г. сторонами подписан не был в связи с возникновением между ними разногласий по поводу выбора дальнейшей формы урегулирования коллективного трудового спора: путем обращения к посреднику или в трудовой арбитраж.

    Удовлетворяя требование администрации ЗАО "Портовый флот" о признании забастовки незаконной, суд указал на то, что после рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией один из последующих этапов разрешения коллективного трудового спора является обязательным. Поскольку после отклонения администрацией общества предложения работников по кандидатуре посредника коллектив работников отказался от формирования трудового арбитража, суд счел, что объявленная забастовка являлась незаконной в связи с несоблюдением работниками процедуры разрешения коллективного трудового спора.

    Этот вывод суда основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

    В соответствии с ч. 1 ст. 403 ТК РФ после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

    В силу ч. 1 ст. 404 ТК РФ трудовой арбитраж создается, если стороны коллективного трудового спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Закон связывает возможность использования этой процедуры не с решением сторон о переходе к этой процедуре, а с фактом достижения согласия об обязательном выполнении его решений.

    Заключение соглашения – это двусторонний добровольный процесс. Норма ч. 1 ст. 404 ТК РФ не может быть истолкована иначе, как наделяющая обе стороны коллективного трудового спора свободой выбора при передаче спора на рассмотрение в трудовой арбитраж. Предоставив сторонам коллективного трудового спора право принимать добровольное решение о создании трудового арбитража, законодатель предоставил право каждой стороне, в том числе работникам, не согласиться с обязательностью этих решений и таким образом отказаться от использования указанной процедуры разрешения коллективного трудового спора.

    Ни в ст. 403, ни в ст. 404 ТК РФ нет нормы об обязательном рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Суд неправильно истолковал содержание ст. 404 ТК РФ как обязывающей работников заключить соглашение с работодателем о создании трудового арбитража. Сама по себе природа трудового арбитража и процедура его создания основаны именно на добровольном соглашении сторон, а не на принуждении их к заключению такого соглашения. В связи с этим создание трудового арбитража невозможно без добровольного соглашения об этом всех участников коллективного трудового спора.

    Как исключение из этого правила законодатель предусмотрел только один случай, когда создание трудового арбитража является обязательным. В соответствии с ч. 3 ст. 406 ТК РФ оно обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, т.е. в тех случаях, когда у работников отсутствует право на забастовку вообще или такое право может быть реализовано, только если оно не создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

    При применении подп. "б" ч. 1 ст. 413 ТК РФ судом не было учтено, что проведение забастовок на водном транспорте запрещено не во всех случаях, а только тогда, когда деятельность транспортной организации связана с обеспечением жизнедеятельности населения.

    В решении суда отсутствует мотивировка вывода о том, что ЗАО "Портовый флот" относится к категории организаций, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, но при этом для разрешения возникшего спора применена ч. 1 ст. 413 ТК РФ.

    В материалах дела нет достоверных данных о том, что ЗАО "Портовый флот" в своей деятельности имеет отношение к непосредственному обслуживанию населения. Применение судом данной нормы могло бы быть признано обоснованным только в том случае, если в суде с достоверностью был бы установлен факт непосредственного обслуживания населения ЗАО "Портовый флот".

    Кроме того, суд пришел к выводу, что работники при объявлении забастовки в число требований неправомерно включили дополнительное требование о восстановлении положения профсоюзного комитета, по которому не проводились примирительные процедуры.

    Как установил Верховный Суд РФ, с данным выводом суда согласиться также нельзя по следующим основаниям.

    Как следует из материалов дела, работники действительно 21 октября 2005 г. выдвинули новое требование по обеспечению деятельности профсоюза. Из протокола конференции трудового коллектива от 21 октября 2005 г. следует, что работники намерены проводить примирительные процедуры по данному требованию.

    26 октября 2005 г. профком направил работодателю письмо, в котором уведомил его о выдвижении нового требования и необходимости сообщить о принятом решении представительному органу в течение трех рабочих дней. Лишь 7 ноября 2005 г. в судебном заседании ответчику был передан приказ о создании примирительной комиссии по данному требованию.

    Таким образом, из материалов дела и из действий сторон следует, что новое требование не было поводом для объявления забастовки, а, напротив, стороны спора ясно выразили намерение разрешить новый коллективный трудовой спор и разрешают его в настоящее время в порядке, установленном законом.

    Признавая забастовку незаконной по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 413 ТК РФ, суд указал на то, что создание угрозы жизни и здоровью людей при проведении забастовки не исключено.

    Между тем, решение суда не может быть основано на предположениях. Доказательств наличия реальной угрозы жизни и здоровью людей при проведении забастовки работниками ЗАО "Портовый флот" суду представлено не было, соответственно суд в решении не дал им оценки. Наличие угрозы жизни и здоровью – это объективные факторы, существование которых зависит от фактических обстоятельств дела и которые подлежат доказыванию в каждом конкретном случае с помощью установленных законом средств доказывания. При этом выводы суда по указанному поводу должны соотноситься с выработанным сторонами коллективного спора минимумом необходимых работ, которые как раз и направлены на предупреждение негативных последствий забастовки.

    Таким образом, при рассмотрении дела суд не установил наличия непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в результате проведения забастовки работниками ЗАО "Портовый флот", в связи с чем решение в этой части является необоснованным.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Санкт-Петербургского городского суда отменила, дело направила на новое рассмотрение в тот же суд*(182).

    При рассмотрении коллективного трудового спора трудовой арбитраж создается в случаях:

    Уклонения одной их сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;

    Недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника после истечения установленного законом срока;

    Завершения рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий;

    Рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством РФ запрещено или ограничено проведение забастовок;

    Недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже (п. 3 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 59).

    Если работодатель (представитель работодателя) уклоняется от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представители работников могут обратиться в орган Федеральной службы по труду и занятости по вопросам формирования трудового арбитража.

    Если представители работников уклоняются от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представитель работодателя может обратиться в орган Федеральной службы по труду и занятости по вопросам формирования трудового арбитража.

    Трудовой арбитраж состоит из арбитров, которыми могут быть избраны любые независимые специалисты (эксперты) по выбору сторон коллективного трудового спора. Поскольку трудовой арбитраж создается как независимый третейский орган, в его состав не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в рассмотрении коллективного трудового спора.

    Возможная компенсация затрат лицам, привлекаемым к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве трудовых арбитров, может осуществляться по соглашению сторон коллективного трудового спора.

    Конкретные лица могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году. Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

    Решение о создании трудового арбитража, его состав, регламент работы оформляются протоколом совместного заседания представителей сторон и органа Федеральной службы по труду и занятости. Протокол подписывается представителями сторон и уполномоченного органа. Дата его подписания считается днем создания трудового арбитража.

    В протоколе следует отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и органом Федеральной службы по труду и занятости.

    Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. Порядок формирования состава трудового постоянно действующего арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

    Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора в постоянно действующий трудовой арбитраж.

    В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по соглашению сторон коллективного трудового спора.

    Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами спора и органом Федеральной службы по труду и занятости при создании трудового арбитража. Регламентом могут быть установлены:

    Продолжительность ежедневных заседаний;

    Правила замены одного из трудовых арбитров в случае болезни и при других непредвиденных обстоятельствах;

    Очередность объяснений представителей сторон по существу спора;

    Возможность и порядок отвода трудовых арбитров и т.д.

    Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

    1) изучение документов и материалов, представленных сторонами коллективного трудового спора;

    2) заслушивание представителей сторон коллективного трудового спора;

    3) заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;

    Рекомендации трудового арбитража составляются в письменной форме с учетом всех обстоятельств дела согласно действующему законодательству РФ, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам. Рекомендации принимаются с учетом всех обстоятельств дела.

    Рекомендации трудового арбитража оформляются протоколом заседания трудового арбитража. В протоколе, подписываемом членами трудового арбитража, указываются присутствующие на заседании трудовые арбитры, представители сторон спора, перечень мер, необходимых для разрешения коллективного трудового спора.

    Указанные рекомендации обязательны для сторон коллективного трудового спора в силу заключенного соглашения об их выполнении. Такое соглашение заключается и оформляется в письменной форме до создания трудового арбитража либо одновременно с его созданием.

    Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделяется соответствующими полномочиями. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

    В решении о создании трудового арбитража стороны спора и орган Федеральной службы по труду и занятости могут указать конкретные полномочия, которыми наделяются трудовые арбитры для рассмотрения и разрешения данного спора. Например, право опросить работников, привлечь эксперта или консультанта.

    Запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

    Заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;

    Приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах рассматриваемого коллективного трудового спора;

    Требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения коллектива работников;

    Предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

    Информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

    Трудовой арбитр обязан знать действующее трудовое законодательство, в частности, законодательство о социальном партнерстве и порядке рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

    Он должен владеть методами ведения договорного процесса. Кроме того, "желательно также его знакомство с основными принципами работы профсоюзных организаций, действующей системой работы с жалобами, кадровой политикой и другими сторонами жизни организации, являющейся стороной в коллективном трудовом споре"*(183).

    Трудовой арбитр должен уметь анализировать ситуацию, тщательно оценивать возможные результаты своих предложений и рекомендаций, стремиться к завершению трудового спора на этапе рассмотрения в трудовом арбитраже. Он должен быть готов дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу договорного процесса, чтобы помочь успешному ходу переговоров, и не оказывать давления на представителей сторон.

    Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

    Конфиденциальная информация, доверенная трудовым арбитрам в процессе рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, не должна распространяться и использоваться ими для получения личной или иной выгоды.

    Трудовой арбитр не должен принимать вознаграждение или ценные подарки от представителей сторон коллективного трудового спора.

    Для обеспечения нормальной деятельности трудового арбитража следует решить некоторые вопросы, к которым в первую очередь относятся предоставление помещения, обеспечение средствами оргтехники и обслуживающим персоналом, оплата в случае необходимости консультации специалиста и других подобных мероприятий.

    Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
    Эффективность данной стадии.
    Соглашение сторон о намерении рассмотреть спор в трудовом арбитраже
    Что такое трудовой арбитраж, кем и как он формируется.
    Кто может рекомендовать сторонам кандидатур трудовых арбитров?
    Механизм работы трудового арбитража.
    Форма принимаемых решений и их обеспечение.

    Практический пример рассмотрения спора в трудовом арбитраже.

    Нормативно- правовые акты.

    Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже - один из этапов разрешения коллективного трудового спора.

    При недостижении согласия в примирительной комиссии и (или) с участием посредника стороны коллективного трудового спора стороны могут приступить к созданию трудового арбитража.

    В случаях, предусмотренных статьей 413 Трудового кодекса РФ, когда не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным.

    Эффективность рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже в том, что если стороны сами не могут придти к соглашению, то решение принимается независимым органом, который создается не позднее трех рабочих дней решением сторон коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров. Участие трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора должно предоставлять сторонам коллективного трудового спора дополнительные возможности для его мирного разрешения.

    При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

    Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора.

    Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

    Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соглашением сторон коллективного трудового спора.

    Решение о создании трудового арбитража, его состав, регламент работы оформляются протоколом совместного заседания предста­вителей сторон и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.


    Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.

    Регла­ментом могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из трудовых арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений лиц, представляющие стороны по существу спора; возможность и порядок отвода трудовых арбитров и т.д.

    Дата подписания протокола считается днем создания трудового арбитража.

    В протоколе следует отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с трудовыми арбитрами, руководителями орга­низаций, где они работают и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.

    В Москве стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров".

    Учреждение окажет помощь сторонам спора в создании временного трудового арбитража с предоставлением помещения для проведения его заседаний, обеспечит трудовых арбитров необходимой оргтехникой и правовой документацией, окажет сторонам необходимую консультационную помощь, а также помощь в подготовке регламента.

    Срок рассмотрения спора в трудовом арбитраже до трех рабочих дней.

    В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

    Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделяется соответствующими полномочиями.

    Трудовые арбитры имеют право:

    запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

    заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора.

    Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

    • избрание председателя трудового арбитража,
    • изучение документов и материалов, представленных сторонами;
    • заслушивание представителей сторон;
    • заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;
    • разработка решений по существу коллективного трудового спора;

    Решение трудового арбитража составляются в письмен­ной форме с учетом всех обстоятельств дела в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, под­писывается трудовыми арбитрами и передаются сторонам. Решение трудового арбитража оформляются протоколом заседания трудового арбитража. В протоколе, подписываемом членами трудового арбитража, указываются присутствующие на заседании трудовые арбитры, представители сторон спора, перечень мер, необходимых для разрешения коллективного трудового спора.

    Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора.

    1 См.: Ваше право. 1997. № 10. В трудовой арбитраж коллективный трудовой спор передается после того, как он прошел примирительную комиссию и не был там разрешен, либо после того, как участие посредника не привело к соглашению сторон.

    В случаях уклонения работодателя от участия в создании или в работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор также может быть передан на рассмотрение в трудовой арбитраж.

    В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора.

    Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы. Председатель трудового арбитража обычно утверждается соглашением сторон из числа членов данного трудового арбитража.

    Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

    Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон; получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

    На заседаниях трудового арбитража ведется протокол, в который заносятся фамилии, имена и отчества его членов; дата создания арбитража с указанием документа (соглашения), подтверждающего волю сторон по этому вопросу; даты проведения заседаний; суть спора; мнение сторон, а также экспертов, специалистов, если они были приглашены; решение, вынесенное арбитражем, с соответствующим обоснованием (мотивировкой).

    Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

    Министерством труда и социального развития РФ 27 марта 1997 г. утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

    Стороны и примирительные органы должны использовать все возможности для устранения причин и обстоятельств, повлекших коллективный трудовой спор (конфликт).

    Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет

    См.: Ваше право. 1997. № 11. для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.

    В случаях уклонения работодателя от создания трудового арбитража, рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, а также выполнения его рекомендаций, - если достигнуто соглашение об их обязательности, работники могут приступить к проведению забастовки.

    6. Гарантии работников в связи с разрешением коллективного трудового спора.

    Члены примирительной комиссии, посредники, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.

    Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

    Последние материалы раздела:

    Презентация на тему
    Презентация на тему" инновационные технологии" Понятие об инновации и их классификация презентация

    Последние две группы также можно объединить в одну, так как смысл данных инноваций – изменение уже созданного нового продукта, а радикальные...

    Центральная симметрия. Презентация
    Центральная симметрия. Презентация "Движения. Центральная симметрия" Презентация осевая и центральная симметрия треугольника

    Слайд 1 Подготовили ученики X «А» класса: Зацепина Екатерина, Павлова Юлия.Центральная симметрия.Слайд 2 Слайд 3 Приведём примеры фигур, обладающие...

    Система
    Система "5С" на производстве: описание, особенности, принципы и отзывы

    Зачем нам нужно 5S? Какой результат можно получить с помощью рациональной организации рабочих мест? Какие задачи можно попутно решать и какие...