Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «День птиц. Внеклассное мероприятие для детей начальной школы ко Дню птиц. Сценарий Мероприятия ко дню птиц в начальной школе

Природу нужно охранять не
только потому, что она лучшая защита
для человека, но и потому, что она
прекрасна.
(
Жан Дорст)

Традиционно в школах проводится Неделя Птиц. Целью этого экологического праздника является пополнение знаний учащихся о роли птиц в природе и жизни человека. Учитель биологии должен заранее подготовить учеников средних и старших классов: предоставить или подсказать необходимые литературные источники, из которых дети узнают новый, интересный, дополнительный материал о птицах. Обо всех мероприятиях Недели Птиц учитель должен заблаговременно сообщить в программе Недели - оформить газету, стенд или плакат, где также нужно указать все задания для учащихся. Например, объявить конкурс:

На лучший скворечник;
- на лучший рисунок;
- на лучшее стихотворение о птицах;
- на лучшую поделку (мягкая игрушка, вышивка, соломка, аппликация);
- на лучший доклад «Роль птиц в природе», «Значение птиц в жизни человека» и другие, или тему предлагают сами ученики).

Неделю можно начать с проведения праздника Птиц в младших классах. Здесь учитель с помощью старшеклассников организует игры, конкурсы. Необходимо делать акцент на полезных для человека птицах, видах, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной.

Примерный сценарий Дня Птиц для младших школьников:

Ведущий (1):

Судьбы твоей пройдут дороги
Через пустыни и сады;
Отроги жизненной гряды
Круты порой, порой пологи...
Но если строги будут боги
И вкус почувствуешь беды
Не унывай, не жди подмоги,
Не плачь, не обивай пороги,
Взгляни внимательно под ноги:
Кругом - следы, следы, следы...

Ведущий (2): Хорошо ли мы знаем животных, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у зверей и птиц? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить большинство детей и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе животных, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени. Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)

Ведущий (1): Птицы - единственные животные с перьями. Они являются одним из самых больших Классов позвоночных животных.

Ведущий (2): Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают киви, пингвины и страусы.

Ведущий (3): На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.

Ведущий (4): Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания - куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.

Ведущий (1): Птицы - теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.

Ведущий (2): А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.

Ведущий (3): А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ведущий (4): Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий (1): Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник сегодня посвящен именно этим обитателям планеты Земля. А сейчас мы с вами поиграем.

Примерные игры:

1. Курица. Необходимо написать как «курица лапой». Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово «солнце».

2. Кто больше. Как игра в города, только вместо городов говорят названия птиц. Например: ястреб – беркут – тетерев и так далее.

3. Красивая птица. Выходят 6 желающих из команды. Их задача – изобразить птицу с большим размахом крыльев. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду и связывать в линию. У кого длиннее размах крыльев, тот и выиграл. 5 – 8 млн. лет назад существовала хищная птица, вес которой 100 кг, а размах крыльев – 8 метров.

4. Боевые петухи. На полу чертят круг. По одному петуху от команды в круг. Петухи, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга, или же заставить противника встать на обе ноги.

5. Курочки и петушки. Три представителя от команды в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

6. Охотники и утки. Играющие делятся на две команды: одна – охотники, другая – утки. Чертится большой круг, за которым становятся охотники, а утки – внутри. По сигналу охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются местами. Игра на время.

7. Коршун. Коршун и наседка, все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.

8. Пингвин. Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

9. Аисты. Все участники игры чертят круги диаметром 1 м – гнезда - и становятся внутрь на одну ногу. Один участник - аист без гнезда - прыгает в любой из кругов и тогда оба игрока должны обежать прыжками на одной ноге с разных сторон все гнезда, стремясь раньше вернуться в пустой круг. В это время остальные игроки могут встать на обе ноги. Тот, кто первым займет свободный круг, остается в нем, а второй игрок становится «аистом без гнезда».

Вот, к примеру, праздник «Все о птицах» проводится в форме КВН :

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята - участники игры и уважаемые зрители! Мы начинаем КВН и посвящаем его птицам. Играют две команды: «Ласточки» и «Иволга». Судить наш КВН будет жюри в составе трех человек. (Ведущий представляет членов жюри.) Чтобы определить, какая команда первой начнет наш КВН, проведем жеребьевку. (Капитанам команд предлагается проколоть воздушный шар, один из двух, и узнать, какой номер лежит внутри шара.)

Итак, первый конкурс - «Приветствия команд». Конкурс оценивается в три балла. (Приветствия команды готовят заранее).

Примерные приветствия:

Для команды «Ласточки»:

Всем привет, вам, господа!
Прилетели мы сюда,
Вы, конечно, тут как тут,
«Ласточками» нас зовут.
Мы крылатая команда,
Мы команда хоть куда,
В школе мы своей играем,
Вот теперь пришли сюда.
Мы соперников уважим,
Дружно будем мы играть.
Цель у нас совсем простая –
Наши знанья показать.
А в итоге мы получше
Будем все о птицах знать.

Приветствие команды «Иволга»:

Орешек знаний твёрд,
Но мы не любим отступать!
Клуб любознательных играет,
На поединок вызывает
Команду «Ласточек» -
Команда «Иволга».
Иволга – это:
интеллектуальная,
весёлая,
очень любознательная,
готовая играть
команда.
Наш девиз: «Не унывать, выше
Голову держать!»

(Жюри подводит итоги, объявляет результат.)

ВЕДУЩИЙ: Наш второй конкурс – «Блицтурнир». Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Вопросы для блицтурнира:

1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

3. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок.)

4. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)

5. Какая птица бегает за кормом по дну реки? (Оляпка.)

6. Какая птица в течение года имеет три различных окраски? (Белая куропатка.)

7. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина.)

8. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова.)

9. Какая ночная птичка не вьёт гнезда? (Козодой.)

10. У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (У иволги.)

11. Птица, питающаяся падалью? (Сип.)

12. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)

13. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)

14. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

15. Водоплавающая птица, уничтожающая большое количество рыбы? (Баклан.)

16. Хищная птица, не вьющая гнёзд? (Сапсан.)

17. Что означает слово «археоптерикс»? (Древнее крыло.)

18. Каких птиц называют альбиносами? (Птиц, которые не имеют пигмента.)

19. Какая птица не умеет летать? (Страус.)

20. Как зовут птицу, которая питается змеями? (Змееед.)

21. У какой птицы плавучее гнездо? (У чомги.)

22. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (У синицы-ремеза.)

23. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом.)

24. Дайте название птице: длинные ноги - ходули (ходуличник); лысинка на голове (лысуха); зелёная с головы до ног (зеленушка); гузкой трясёт (трясогузка); бровки белые (белобровка); ножки белые (белоножка).

25. Сколько всего видов птиц на земле? (8500.)

26. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)

27. Птица-рыболов? (Баклан, пеликан, чайка, крохаль, кайра, орлан, гагара, цапля, зимородок.)

28. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

29. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины.)

30. Что означает «пеликан» в переводе с греческого? (Мешок.)

31. Птичка, похожая на мышку, умеет пищать? (Пищуха.)

32. Какая птичка кричит «спать пора, спать пора»? (Перепел.)

33. Какие птицы - единственные среди куриной родни – являются перелётными? (Перепела.)

34. У каких птиц точно такое же название, как и у грибов? (Поганки.)

35. Ползающие птицы? (Поползень.)

36. Какая птица поёт хвостом? (Бекас.)

37. Назовите пять певчих птиц? (Например, соловей, жаворонок, зяблик, синица, дрозд.)

38. Какая птица любит есть незабудки? (Зяблик.)

39. О какой птице люди говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея»? (Павлин.)

40. Какая птица очень красива, но каркает как ворон? (Райская птица.)

41. Как кричит жар-птица? (Квакает как лягушка.)

42. Какая птица к зиме белеет? (Белая.)

43. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье плоское, воронье - круглое с крышкой.)

44. У каких птиц самцы красные, а самки зелёные? (У клестов.)

45. Каких птиц больше всего на свете? (Домашних кур, воробьёв.)

46. Назовите птицу, которую используют для охоты на лис, зайцев, волков в Казахстане и Киргизии? (Беркут.)

ВЕДУЩИЙ: Конкурс третий - «Конкурс капитанов». Высшая оценка - три балла. Капитаны, на ринг! Для разминки предлагаем капитанам задать друг другу по одному вопросу о птицах. (Капитаны задают друг другу вопросы и отвечают на них.)

А теперь, уважаемые капитаны, предлагаем вам поучаствовать в аукционе «Кто больше». Все мы играли и играем в города. Наш аукцион очень похож на эту игру, только вместо городов вы называете птиц. Например, ястреб-беркут-тетерев и т. д. Проигрывает тот, кто не сможет назвать очередную птицу.

(Жюри оценивает конкурс капитанов, объявляет итоги.)

ВЕДУЩИЙ: Закончился «конкурс капитанов». Начинаем следующий конкурс, который называется «Четвёртый лишний» . Каждая команда получит сейчас по две карточки с названиями четырёх птиц. Три из этих пицц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определять вам. Не забудьте вычеркнуть её из списка.

Примеры карточек:

1. Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (Синица, снегирь, дятел, грач.)

2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая? (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

3. Три птицы обитают в смешанных лесах, одна в степях. Укажите её. (Глухарь, зяблик, красавка, свиристель.)

4. Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, стриж.)

ВЕДУЩИЙ: Пока команды выполняют задание, я проведу игру с болельщиками.

Мини-викторина:

1. Солнечные птицы, певцы утренней зари. О ком идёт речь? (О петухах.)

2. Какое народное название у вороны? (Карга.)

3. Какая птица обладает способностью спать в полёте? (Аист.)

4. Как называлось в Греции гадание «на петухах»? (Алектриомания.)

5. Назовите самый крупный отряд наших пернатых. (Воробьиные - 63% всех птиц, более 5 тысяч.)

6. Почему в Индии петухов называли «солнечными птицами»? (Древние индийцы верили, что когда садится солнце, петухи своим криком предупреждают: злые духи победили дневное светило, и теперь их надо опасаться. На рассвете же петухи сообщали: злые духи покидают землю, и их уже не надо бояться.)

ВЕДУЩИЙ: А теперь слово жюри. (Жюри объявляет оценки конкурса «Четвёртый лишний».)

Пятый конкурс - викторина «Барометры природы»

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)

2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)

3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)

4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)

5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)

6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)

7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)

8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)

9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)

10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)

11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)

12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)

13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)

14. Днём сова кричит. (К дождю.)

(Жюри подводит итоги блицтурнира, объявляет результат.)

ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, мы убедились, что о птицах вы знаете почти всё. А сейчас я предлагаю нашим командам показать свои способности в области рекламы. Итак, наш заключительный конкурс - «Реклама птиц»! Оценивается он в два балла.

Это задание команды готовили заранее, и никто не знал, что придумала каждая из них. Посмотрим, что у них получилось! (Каждая команда показывает или рассказывает, в форме стихотворения или песни, то есть как можно оригинальнее, роль в природе и жизни человека птицы, находящейся под охраной.)

(Жюри оценивает выступления команд.)

А вот сценарий игры «Слабое звено», которая также пользуется популярностью среди учащихся:

8 участников, 1 тур - 2мин 30сек, 2тур - 2мин 20 сек, 3тур - 2мин 10 сек, 4тур - 2мин, 5тур - 1 мин 50сек, 6тур - 1мин 40сек, 7тур 1мин 30сек, 8тур - без учета времени. Выбор «слабого звена» после каждого тура.

Ведущий: Мы начинаем игру.

1 тур

1. Сколько видов птиц известно человеку? (Более 8500 видов.)

2. Какая птица нашей страны самая большая? (Пеликан.)

3. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус – длина яйца 15-17см, а диаметр - 13-15см.)

4. Во сколько раз зрение орлов, ястребов, грифов острее человеческого? (В 8 раз.)

5. Какая птица может нырять глубже всех? (Императорский пингвин, на глубину 200 метров.)

6. Сколько раз в секунду во время полёта взмахивает крыльями колибри? (До 55 раз.)

7. С какой скоростью может бежать страус? (До 50 км/ч.)

8. Какова температура тела большинства птиц? (Около 41 градуса.)

9. Какая птица имеет самый большой размах крыльев? (Альбатрос, свыше 5,5 метров.)

10. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц? (7 апреля - Благовещенье.)

11. Сколько пород голубей выведено человеком? (Более 800.)

12. Какие птицы на Земле наиболее многочисленные? (Куры.)

13. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

14. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинакова.)

15. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

16. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15см.)

17. Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев.)

18. Какая птичка может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

Ведущий: Итак, кто, по вашему мнению, «слабое звено»? Кто как вчерашнее скисшее молоко? (Выбор «слабого звена», «последнее слово» уходящего игрока.)

Правда ли что...

1. ...как-то раз в желудке одного страуса нашли 4кг монет, пуговиц, гвоздей (Да.)

2. ...цапля пудрится (Да.)

3. ...ква-ква это лягушка (Нет, это птица из отряда аистообразных.)

4. ... птица может убить крокодила (Да, бразильский ябиру.)

5. ... яйцо бескрылой гагарки стоит как автомобиль (Да.)

6. ...среди отряда воробьиных есть те, кто весит 1,5кг и крошки менее5 грамм (Да.)

7. ...грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)

8. ... попугай и ворона относятся к одному и тому же отряду птиц (Нет.)

10. ...чижи обитают и в тропических лесах (Нет.)

11. ...ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет.)

12. ...есть птица шалашник, которая строит шалаш (Да.)

13. ... журавли любят танцевать (Да.)

14. ...гнездо у колибри величиной с половину грецкого ореха (Да.)

Ведущий: Кто пытается одевать сандалии вместо шубы? (Слово уходящему игроку.)

1. Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как родная его мать! (Утёнок.)

2. Что за весенняя чёрная птица - любит за плугом ходить и кормиться? (Грач.)

3. Живёт в глуши лесной, и летом и зимой – старательный работник, лесной носастый плотник. (Дятел.)

4. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

5. Какая птица ходит под водой? (Оляпка.)

6. Пингвин - птица или нет? (Птица.)

7. Стали братья на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли - им с ходулей не сойти. (Журавли.)

8. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)

9. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)

10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

12. Прилёт каких птиц означает начало весны? (Грачей.)

Ведущий: Кто ещё не разобрал дома новогоднюю ёлку и оставил её до 1 мая? (Слово уходящему игроку.)

1. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан.)

2. Кто умеет точно находить дорогу домой? (Голубь.)

3. Кого называют «крылатыми крысами»? (Вороны.)

4. По повадкам какой домашней птицы можно определить погоду? (Гусь.)

5. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орёл.)

6. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь.)

7. Кто селится на крышах домов и, по приданию, приносит счастье? (Аист.)

8. Кто подражает человеческой речи? (Попугай.)

9. Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой? (Пингвин.)

10. У какой птицы длинная шея? (Журавль.)

11. Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

12. Какая птица по дереву клювом весь день стучит? (Дятел.)

1. На ласточку похож – так же пригож. (Стриж.)

2. Конечно же, узнали вы, кто близкий родственник совы. (Филин.)

3. Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку? (Утка.)

4. Без рук, без топорёнка построена избёнка? (Гнездо.)

5. Явился в желтой шубке – прощайте две скорлупки! (Цыплёнок.)

6. Ловко ныряет, словно матрос, в волны морские рыбак… (Альбатрос.)

7. Пролетят через границы стран любых без визы … (Птицы.)

8. Сало и зернышки, хлеба горбушка – птиц угощает зимою… (Кормушка.)

9. Не забудет никогда птица первого… (Гнезда.)

10. Ей зерна насыпь скорей-ка, кушать просит … (Канарейка.)

11. Песен звонких не жалей нам весною… (Соловей.)

12. Грозных бурь морских предвестник, над волнами - … (Буревестник.)

13. Птица большая – большая трусиха: голову прячет в песок… (Страусиха.)

Для вопросов следующих туров можно взять загадки, смешные вопросы, приметы, связанные с птицами. В заключительном 8-ом туре финалистам предлагается отгадать птиц по их описанию.

Вот так в школе отмечается День Птиц.

Список литературы

1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.

2. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 2: Птицы. – М.: ТЕРРА, 1992. – 352с.: ил.

3. Журнал «Читаем, учимся, играем».

Внеклассное мероприятие ко Дню птиц для начальной школы. Сценарий

Конкурсная программа на День птиц для 2 класса

Конкурс «Разминка»

Ведущий. Команда, первой давшая правильный ответ, зарабатывает жетон.

Может и разбиться,

Может и свариться,

А захочет - в птицу

Может превратиться. (Яйцо.)

«Гуль-гуль-гуль», - мани к себе их,

Дай верна, воды налей.

Белых, сизых и кофейных

Ты увидишь... (голубей).

Пароход идет по Волге,

Над водой дымок повис,

И по всей речной дороге

За кормою - стая птиц.

Наблюдают пассажиры

Их стремительный полет.

Эти птицы окружили

Белоснежный пароход.

То над мачтой пролетают,

То садятся на волну...

Погоди, когда поймаю,

Подарю тебе одну. (Чайки.)

Как-то вышел я с ружьишком на охоту

И заметил: кто-то бродит по болоту.

Вижу: ноги - настоящие ходули! -

В воду темную болотную шагнули.

А потом, как эти птицы полетели,

Им во след и вы бы тоже поглядели.

Не сороки, не вороны, не синицы.

Вы не знаете, какие это птицы? (Журавли.)

Журавли ведь это были на болоте

Вот кого я нынче видел на охоте.

Эта птица не простая:

Днем его не встретишь ты,

Из дупла он вылетает

С наступленьем темноты.

Днем любой его обидит:

Он при свете плохо видит.

А во тьме пугает сам,

Пролетая по лесам.

Опоздавших замечает

У гнезда и у норы,

И глаза его сверкают

Как зеленые шары. (Филин.)

«Он умом богат», -

Это в шутку говорят.

А на самом деле он

Не особенно умен.

Тем лишь только и приметен,

Что окраской разноцветен,

Напускает важный вид,

Что услышит - повторит. (Попугай.)

Что за домик на березе

С круглой дырочкой в доске?

Есть такие и в колхозе,

Есть и в городе Москве.

Готовят дом для птицы-друга,

Когда летит она к нам с юга. (Скворец.)

В камышах она живет,

Дом у ней среди болот,

Там, где водятся лягушки.

Цап! - и нет одной квакушки. (Цапля.)

Не за морем птица эта -

Возле нас с тобой живет.

Дом потише выбирает

И гнездо на крыше вьет. (Аист.)

(Подведение итогов конкурса.)

Викторина

Поразмыслим не спеша, один вопрос - три ответа. Найди правильный!

(Поочередно помощники задают командам вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание дается 20 секунд.)

1. Для чего дятел «барабанит»?

Клюв чистит;

- кому-то что-то сообщает;

Музыкой увлекается.

(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)

2. Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается?

Дятел имеет крохотный мозг;

- голова на амортизаторах;

Череп сверхкрепкий.

(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть - и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепов и шейными позвонками амортизаторы стоят - пружинистая хрящевая ткань.)

3 Зачем страус голову в песок прячет?

От страха;

Разыскивает пищу.

4. Сколько перьев у птиц?

Более тысячи;

- более десяти тысяч.

(И все же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя - 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)

5. Какие птицы самые быстрокрылые?

Соколы и ястребы;

- ласточки и стрижи;

Утки и чайки.

(«Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая...» - поется в одной песне. И как правильно поется! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полета может достигать 150 километров в час.)

6. Почему у журавля всегда рождается только один птенец?

Журавль откладывает всего одно яйцо;

- сильный птенец убивает слабого;

Птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.

(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)

Какая птица является чемпионом по нырянию?

- пингвин.

(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин - житель Антарктиды - ныряет до 200 метров.)

8. А кто из птиц лучший танцор?

- журавль.

(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока... танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По- особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец - танец весны». Так описал танцы журавлей Николай Иванович Сладкое. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)

Конкурс «Живые синонимы»

Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите...

Задание 1 -й команде:

1. Могучий, как... (орел).

2. Вольный, как... (птица).

3. Мудрый, как... (ворон).

4. Вороватый, как... (сорока).

5. Важный или спокойный, как... (гусь).

6. Важный или надутый, как... (индюк).

7. Верность... (лебединая).

8. Любовь и нежность... (голубиная).

9. Ярко, вызывающе одетый, как... (павлин).

10. Длинноногий, как... (журавль).

11. Большеглазый, как... (филин).

12. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).

Задание 2-й команде:

1. Взгляд хищный, как у... (ястреба).

2. Взгляд зоркий, как у... (сокола).

3. Нос с горбинкой, или... (орлиный).

4. Нос приплюснутый, или... (утиный).

5. Шея красивая, или... (лебединая).

6. Выступать величаво, как «пава» или... (павлин).

7. Плыть (идти плавно)... (лебедушкой).

8. Болтать или трещать, как... (сорока).

9. Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей, птичка)-

10. Ворковать, как... (голубь).

11. Накаркать (накликать беду), как... (ворона).

12. Долбить (говорить одно и то же), как... (дятел).

Конкурс «Веришь не веришь»

А этот конкурс - для капитанов. Я буду задавать вам вопросы- вы же должны отвечать только «да» или «нет».

Вопросы капитану 1-й команды:

1. Верители вы, что кукушка кукует, не разевая рта (не открывая клюва)? (Да.)

2. Верители вы, что у куропатки есть специальное приспособление - щиток из перьев, которое называется седло? (Нет.)

3. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет.)

Вопросы капитану 2-й команды:

1. Верите ли вы, что самая маленькая в мире птица - это королек? (Нет.)

2. Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (Нет.)

3. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (Да.)

Конкурс «Узнай по портрету»

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет свое лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы? Сегодня мы по портрету будем узнавать птиц.

(Задание - узнать птицу, изображенную на рисунке. Каждой команде предоставляется по 10 изображений птиц: кто больше назовет.)

Конкурс актерского мастерства

Капитаны тянут карточки с заданием - изобразить:

Пение кукушки (для одной команды);

Крик петуха (для другой команды). (Задание выполняет один игрок.)

Знаешь ли ты птиц?

По словесному описанию команды должны угадать, что это за птица.

1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда - и остановишься как вкопанный, услышав ее песню... Разливается она на все лады. (Соловей.)

2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой - ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)

3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на веткУ, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит - машут ее белые с черным крылья, а когда сидит - белое брюхо Метится. (Сорока.)

4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах-скрип-скрип, скрип - скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач.)

5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая - звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)

6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка.)

Отгадай загадку

Команды получают по пять карточек, на которых записаны текстовые отрывки из известных загадок. Необходимо восстановить полный текст загадки и дать правильный ответ (то есть отгадать). Каждое задание оценивается по одному очку. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.

ТЕКСТ КАРТОЧЕК ДЛЯ 1-Й КОМАНДЫ

1) «...без топоренка...»

2) «Спереди шильце...»

3) «... во дворце - певец».

4) «... а со шпорами...»

5) «... за пахарем ходит...»

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАГАДОК

1. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

2. Спереди шильце, сзади рыльце, на груди белое полотенце. (Ласточка.)

3. На шесте - дворец, во дворце - певец. (Скворец.)

4. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух.)

5. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.)

ТЕКСТ КАРТОЧЕК ДЛЯ 2-Й КОМАНДЫ

1) «... сухим остался».

2) «Не дровосек...»

3) «В болоте плачет...»

4) «... ночью летает...»

5) «... пеньем знаменит».

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАГАДОК

1. В воде купался - сухим остался. (Гусь.)

2. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)

3. В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик.)

4. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

5. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)

Самый зоркий

За три минуты найти и зачеркнуть названия птиц. Карточки с названиями птиц стоят на табло: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь. Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. Кто первый справится, отдает свой квадрат жюри. (В квадрате «спряталась» ласточка.)

Подведение итогов

Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты, призы с изображением птиц).

Ведущий. Наш урок хотелось бы закончить стихотворением «Просьба» Н. А. Заболоцкого.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море,

А земля без зверей - не земля.

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА

КОМСОМОЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

І-ІІ СТУПЕНЕЙ №2

Сценарий праздника

« День встречи птиц»

Подготовила:

учитель начальных классов

Гуня Т.А.



Сценарий праздника « День встречи птиц»

Цели и задачи мероприятия:

Образовательные:

    Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

    Использовать знания и умения учащихся по теме «Птицы нашего края» в практической деятельности; развивать навыки анализа, обобщения, сравнения.

    Через загадки, стихи, обобщить знания детей о птицах.

    Учить понимать образный смысл загадок.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство любви к родной природе;

2. Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам.

3. Формировать интерес к традициям русского народа.

Развивающая:

    Развивать творческие способности детей, артистизм.

    Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания.

    Развивать познавательную активность.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор.

2. Презентация.

3. Фонограммы песен, мелодий для танцев, голоса птиц.

4. Зал празднично украшен цветами, шарами. Оформлена выставка рисунков «Наши пернатые друзья».

5.Плакаты « Давайте будем жить дружно!»

Действующие лица:

    Две ведущие

ХОД ПРАЗДНИКА

(Звук леса.)

1-я ведущая:

Вот уже слышна синицы трель,

На деревьях лопаются почки-

Это к нам в Донбасс пришел апрель,

Распустил зеленые листочки.

2-я ведущая

И куда не глянь, кругом трава.

Утром в серебре роса сверкает,

В небесах простор и синева,

Лишь веной такое и бывает.

(Под музыку выходит месяц Апрель и бросает колечко.)

Апрель:

Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

Тепло будет чаще!

А зима теплее,

А весна милее.

Апрель (берет посох и говорит звонко, во весь мальчишеский голос):

Разбегайтеся, ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник!

Здравствуйте, дети! Вот и наступил апрель - первый день весны. Вместе с моим приходом, во всем мире, отмечают 1 апреля - «День птиц». Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.
Приглашаю Вас, дети, отметить сегодня вместе со мной этот чудесный праздник!

1-й ведущий:
Скоро с юга прилетят

И грачи, и цапли.
2-й ведущий:
За окном уже звенят
Капли, капли, капли,
1-й ведущий:
Раз, два, три, четыре, пять.
2-й ведущий:
Шесть, семь, восемь.
1-й ведущий:
К нам весна пришла опять!
2-й ведущий:
Просим!
1-й ведущий:
Просим!
2-й ведущий:
Просим!
Все:
Просим!
1-й ведущий:
Пусть рощи оживут.
Под шум ручья лесного
Фиалки пусть цветут!
2-й ведущий:
Пускай нас с солнцем вместе
Разбудит птичий гам,
Мы станем бегать с песней
По рощам и лугам.
1-й ведущий:
Хотим, чтоб рощи эти
Цвели опять пышней.
Все:
Весна-красна!
Мы - дети,
Зовем тебя скорей!

(Раздается музыка и появляется Весна.)

Весна:

Вот и я, вот и я,

Здравствуйте, мои друзья!

Я Весна - красна,

Всем издали видна.

Ветерок меня ведет,

Птицы славят мой приход.

1-я ведущая:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой…

Весна:

А принесла я Вам Солнышко!

(Выбегают "лучики" с цветными лентами, исполняют танец. По окончании музыки выходит Солнышко.)

Солнышко:

Я солнышко лучистое,

Тепло и свет несу,

Улыбки возвращаю вам,

И радость всем дарю!

Солнышко не хмурится,

С вас не сводит глаз,

Потому что Солнышку

Нравится у вас!

2-я ведущая:

Солнышко ласково нас обнимает,
Теплым лучом беспокойно шалит,
Солнышко чувствует, солнышко знает,

Солнышко птиц к нам весной зазывает!

Весна:

Вот и выглянуло наше солнышко. Стало теплее, стало светлее и веселее. Давайте наш праздник начинать, да гостей пернатых поджидать.

1-я ведущая:

Эй! Мальчишки! Эй! Девчонки!
С неба льется птичья трель.
Закружился праздник звонкий,
Как смешная карусель.
Приглашаем мы к веселью всех,
Чтоб кружился каруселью смех!

Солнышко: А теперь, дети, давайте немного поиграем.

(Условия игры: когда называют не птиц - дети хлопают в ладоши.)

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

(хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Мухи и стрижи

(хлопают в ладоши)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы...

(хлопают в ладоши .)

Прилетели птицы.

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гали и стрижи

Комары , кукушки.

(хлопают в ладоши .)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы- сплюшки,

Лебеди и утки –

Вот спасибо шутке!

Молодцы ребята! Отлично поиграли!

2-я ведущая:

С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.

Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.

Характерное свойство подавляющего большинства птиц - способность летать. Птицы летают превосходно благодаря особенностям перьев.

Перо - чудо искусства природы.

Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам. Самая крупная птица мира - африканский страус, самые маленькие птицы в мире - колибри.

1-я ведущая:

И кажется, весна в разведку

Послала птицу, и пригнувши ветку,

Ей грач дорогу верную открыл.
А вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв.

Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку. (Появляется скворец в черном костюме)

Скворец:

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня - Скворец!
Верно! Вы угадали.
Я очень полезная птица,
С которой надо сдружиться.
Из года в год, из века в век
Живу там, где живет человек.
Селюсь с колхозником я рядом,
Слежу за полем его, садом -
От вредителей оберегаю.
И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!
2-я ведущие:

Мы рады тебе скворец-молодец.

Польза птиц в природе огромна. И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельхозугодий и лесного хозяйства.

Нашим садам, полям, лесам, огородам наносят огромный вред грызуны и насекомые.

Мышь: (Выбегает )

Мы, Мыши, съедаем до четверти всего урожая; обгрызаем молодые деревья в лесу, а зимой – кору плодовых деревьев в саду; переносим возбудителей различных заболеваний.

Саранча: (Выбегает )

Мы, Насекомые, едим всякие растения, портим зерно, уничтожаем овощи в огородах, фрукты в садах.

1-я ведущая:

Да, ребята без птиц – не было бы урожая.

(После слов выбегает сова и нападает на мышь )

Сова:

Я, Сова, съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год,10 тысяч мышей и этим мы спасаем 20 тонн отборного зерна и тысячи деревьев.

(Выбегает синица )

Синица:

Я, Синица, круглый год - зимой и летом отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца и уничтожаю их.

1-я ведущая:

А подробней про удивительный мир птиц вы узнаете из нашей презентации.

Внимание на экран!

Виртуальная презентация «Удивительный мир птиц ».

1 чтец. Знаешь ты, и знаю я,

Как пернатые друзья

Песенки в лесу поют,

Мошек, червяков клюют.

2 чтец. Кто все время тук да тук?

Дятел, леса добрый друг.

Ищет дятел для обеда

Усача и короеда.

3 чтец. Скачет резвая синичка

Вправо, влево, вверх и вниз.

У синички есть привычка:

Ветку каждую и лист

Оглядит, – и от букашек

Будет лист надолго чист.

4 чтец. Вот он милый скворушка

Греется на солнышке.

Он находчив, ловок, смел.

Он сегодня в огороде

Всю капусту осмотрел.

И со всех листов капустных

Червяков поел. Как вкусно!

5чтец. Маленькая мухоловка

Ловит быстрых мошек ловко.

Злой комар летит, не трусит, -

Он тебя сейчас укусит!

Птичке кушать уж пора –

Хоп! – и нету комара.

6 чтец. Плохо, если нет друзей

У лесов, садов, полей.

Если б перестали птицы

Есть букашек на обед, -

Черви, мыши, гусеницы

Нанесли б огромный вред.

7 чтец. Птицы все – мои друзья.

Их оберегаю я.

Честное даю я слово,

Что нигде и никогда

Им не сделаю плохого

И не трону их гнезда!

Весна: а теперь ещё одна весенняя игра «Золотые ворота».

(Условия игры: на земле чертим небольшой круг, в середину которого втыкаем веточку. Выстраиваемся парами друг за другом, поднимаем руки вверх как при игре в ручеек – это золотые ворота.)

Идет матушка – весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним – и апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел и май –

Солнце в терем приглашай!

(Водящий идет через ворота и ребром ладони разъединяет руки любой из пар. Участники пары разбегаются в разные стороны и бегут к кругу. Тот, кто выдернет ветку – прошел в ворота и водит следующим. Опоздавший ребёнок встает с первым водящим в пару впереди всей колонны.)

Весна:

Очень всех я вас люблю,

Вам привет горячий шлю,

Но пора с вами мне прощаться,

И обратно возвращаться!

За цветами, травами следить,

Чтоб они росли и распускались,

Всеми соками зелеными наливались.

Чтоб птичьи гнезда появлялись

И птенцы там вылуплялись.

До свидания! До свидания!

2-я ведущая:

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

1-я ведущая:

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки.

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя.

Взлетят пернатые друзья

И пропоют чирикая:

«Спасибо, вам великое!»

2-я ведущая:

Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки. Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интересней сделать её самим.

1-яведущая:

Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома.

С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.

2-я ведущая:

У нас в школе прошла природоохранная акция «Кормушка». В рамках которой, дети нашей школы участвовали в конкурсах рисунков, листовок, фото, поделок, кормушек.

1-я ведущая:

Ученики вместе с родителями смастерили кормушки и заготовили корм. Эти кормушки были вывешены во дворе нашей школы. А авторы лучших работ были награждены грамотами. Предлагаем вашему вниманию видео проведения природоохранной акции «Кормушка» в нашей школе.

Просмотр видео о проделанной работе.

1-й участник:
Нам нужен мир - тебе и мне,
2-й участник:
И всем на свете детям.
3-й участник:
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
4-й участник:
Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.
1-й участник:
Кому мешает этот мир, с цветами на опушке?
2-й участник:
Кто в этот мир, прекрасный мир, нацелился из пушки?
3-й участник:
Я буду рад, ты будешь рад и все мы будем рады,
Когда исчезнут на земле все пули и снаряды!
4-й участник:
Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках
птицы.

1-й участник:
На замечательной земле нам повезло родиться,
2-й участник:
Так пусть она цветет всегда,
3-й участник:
Пускай шумит садами,
4 й участник:
Пусть люди смотрят на нее влюбленными глазами.

(Участники поднимают плакаты со словами «Давайте будем жить дружно!»)

2-я ведущая:

Ребята, наш праздник подходит к концу. Давайте и мы подарим нашим гостям вот таких (показывает) птичек-невеличек. Дорогие гости, эти птички не простые, а с секретом. Кому что достанется, то и сбудется. Если зернышко - сытая и веселая жизнь, денежка - богатство, пуговка - обновка.

(Дети пускают бумажных птичек-голубей с секретом. Гости их ловят.)

1-я ведущая:

Весну вы славили?

Славили!

В игры играли?

А сейчас в самый час

Всем на удивленье

Заварить душистый чай

Да отведать угощенье!

(Вносится поднос с испечёнными жаворонками для чаепития.)

2-я ведущая:

До новых встреч!

(Звучит песня «Птица счастья»)

И игры ко Дню птиц.

В классе звучит запись пения птиц в лесу. Приходит Веснянка (или же праздник может вести сама учительница).

Веснянка: Здравствуйте, ребята! Как хорошо у вас тут птицы поют, а я очень люблю их слушать! Не могла я к вам не заглянуть. Знаете, кто я? Нет? Я – Веснянка, младшая сестричка Весны, бегу впереди неё и проверяю – всё ли готово к её приходу. А то скоро птицам прилетать, а как им быть, если их тут не ждут? Или ждут? Будем вместе птиц встречать и весну звать? Замечательно!
Сегодня день особенный – День птиц. Наши предки считали, что в этот день прилетают из-за моря 40 весенних птиц, и их прилёт знаменует собой приход весны. А вот интересно, сможем ли мы с вами вспомнить 40 названий птиц? Давайте вы будете по одному называть птиц, которых знаете, а я буду их считать. Только, чур, не повторяться!
(Дети называют птиц)
Веснянка: Ура! Молодцы, ребята! Теперь точно птицы мимо дома не пролетят – мы всех их узнаем. Я тоже знаю много птиц, целых 44, правда, название у них одно – чижи.

(Веснянка читает стихотворение С.Маршака и Д.Хармса «Весёлые чижи»)

Веснянка: Весёлое стихотворение, вам понравилось? Мне тоже. Вот только с автором вышла путаница: где-то сказано, что написал его С. Я.Маршак, а где-то – Д.И. Хармс. Оказывается, они сочиняли это стихотворение вместе для первого номера детского журнала «Чиж». А посвятили своё творение ребятам из одного Ленинградского детского дома.

Веснянка: а ещё сегодня нужно весну звать-закликать и печь вкусные жаворонки.
(выходят три девочки и кличут весну)

1.я девочка: Жаворонки, жаворонки! Прилетите к нам!
Принесите нам весну-красну!
Зима надоела – весь хлеб поела!

2-я девочка: Весна, весна, на чём подошла?
На чем подъехала?
На сошечке, на бороночке, на веничке!

3-я девочка: Жаворонок – жаворонок! На тебе зиму, а нам лето,
тебе сани, а нам телегу!

Веснянка: я знаю, что вы дома вместе с мамами испекли вкусных жаворонков, и мы обязательно будем пить чай вместе с ними. А пока кипятится чайник и заваривается чай, мы с вами поиграем и выясним, насколько хорошо мы с вами знаем птиц.

Игра «узнай птицу»
Красногрудый любитель рябины. Все птицы зимой улетают, а он с первым снегом прилетает. Кто это? (Снегирь)

Очень умная «городская» птица. Умеет имитировать разные звуки и даже человеческую речь. (Ворона)

Чёрно-белая осёдлая и всеядная птица, часто строит несколько гнёзд, из которых впоследствии выбирает лучшее. А ещё, говорят, она «кашу варила и деток кормила». (Сорока)

Эти птицы перелётные, но их стай никто никогда не видел – видимо, летят они в одиночку. Гнёзд они не строят, а подкладывают свои яйца другим пернатым. По звукам, которые издаёт самец, люди года считают. (Кукушка)

Летают эти птицы очень хорошо и быстро, но всё же предпочитают лазать по стволам. Их ещё называют «докторами» леса. Своей «барабанной дробью» они привлекают самок и устанавливают границы своей территории. Это в лесу. А те из них, кто живёт в пригороде, часто барабанят не по деревьям, а по жестяным крышам. (Дятел)

Эта птица всё делает на лету: строит гнездо, ест и пьёт. Гнездо она лепит из глины и соломы. Есть такая примета: если эта птица летает низко – будет дождь. (Ласточка)

Большая красивая птица с длинным клювом. Символ доброты и счастья. Не боится людей, часто строит гнёзда рядом с жильём, а люди рады этому: к счастью! Питается лягушками, ящерицами, грызунами. (Аист)

Веснянка: Молодцы, ребята! Всех птиц узнали. А сможете ли вы узнать птиц по голосам?

Инсценировка рассказа В.Бианки «Кто чем поёт?»
Веснянка: А теперь ещё поиграем, кто где живёт узнаем.

Игра «Кто где живёт»
Ведущий (учительница) показывает ребятам карточки разных цветов, а ребята называют птиц, соответствующих цвету карточки.
Красный – птицы-хищники (ястреб, аист, сова и т.д.),
зелёный – птицы рек и болот (цапля, кулик, утка),
синий – перелётные птицы (журавль, ласточка, жаворонок),
серый – городские птицы (ворона, воробей, голубь).

Веснянка: Птицы – замечательные существа. Их именами названы не только произведения литературы. Кстати, можете вспомнить названия рассказов и сказок, где бы фигурировали птицы? (Дети называют произведения. Например: «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Гадкий утёнок», «Аистёнок Кич», «Курочка Ряба», «Лиса и Журавль» и т.д.) . А ещё птицы дали называния многим интересным вещам.

Викторина «Что за птица?»
*(игра для детей более старшего возраста или для родителей)
Учительница на экране показывает слайд с изображением настоящей птицы и зачитывает вопрос.
Это очень быстрый поезд (Сапсан)

Средневековый замок в Крыму (ласточкино гнездо)

Так называется пионерский лагерь (орлёнок)

Пилотажная группа (стрижи)

Это детский юмористический журнал, а ещё памятник в Петербурге, а ещё известная детская песенка (чиж)

Балет П.И. Чайковского («Лебединое озеро»)

Колодец особой формы (Журавль)

Веснянка: Как говорит нам одна птичья пословица – «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Пока мы с вами ждём настоящих птиц, давайте смастерим бумажных! (Картонные шаблоны приготовлены заранее, учительница раздаёт детям заготовки и листы разноцветной двусторонней бумаги. Дети складывают листы «гармошкой» и делают птицам крылья)

Веснянка: Как хорошо у вас получилось, ребята! Замечательные птицы – яркие, нежные, красивые! Как настоящие – невероятно сильные, способные выдержать тысячи километров перелёта, и в то же время очень хрупкие и ранимые, нуждающиеся в нашей с вами помощи и заботе. Мы сегодня сделали много удивительных открытий из жизни птиц и подружились с ними. Верю, что никто из вас никогда не обидит никого из пернатых, потому что мы с птицами – друзья.

Ну что ж… Наш праздник подходит к концу, а ещё одна птичья пословица говорит там прямо: «соловья баснями не кормят!». Значит, пришло время пить чай!

Дети рассматривают принесённых из дома испечённых жаворонков. Все пьют чай. Потом идут на школьный двор, кормят остатками печенья птиц и развешивают свои поделки по деревьям.

Цель: Формирование познавательного интереса учащихся и бережного

отношения к природе.

1. Закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках биологии.

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Пропагандировать природоохранную деятельность.

Ход мероприятия

Ведущий: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в полярной пустыне, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд. особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. Птицы - часть природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость и бодрость. Без птиц природа мертва. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям. Пусть этот праздник откроет для каждого что - то новое и интересное, пусть крепче станет дружба между людьми и птицами!

Ребята, какую пользу приносят птицы людям?

( За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.)

А вы знаете, что:

кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей - вредителей растений.

семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.

Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 - 3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий: Ребята, сегодня на наш праздник прилетели две стайки птиц: "Скворцы" и "Грачи". Им сегодня предстоит много испытаний, а вы, пожалуйста, их поддержите, и помогите им.

Судить состязания наших птиц будет жюри в составе трех человек. (Ведущий представляет членов жюри.)

Конкурс №1." Приветствие команд". ( Приветствия команды готовят заранее).

Конкурс №2. "Разминка перед полётом" Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Вопросы 1 команде:

2. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

3. Эту птицу называют болтушкой? (Сорока).

4. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)

5. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Одинакова.)

6. Эту птицу называют пернатой кошкой? (Сова).

7. Какой город носит название хищной птицы? (г. Орел).

8. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)

9. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

10. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)

Вопросы 2 команде:

2. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом).

3. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин).

4. Эта птица самая маленькая в мире, может опылять растения? (Колибри).

5. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон).

7. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел).

8. Какая птица не боится лютых морозов и выводит птенцов при температуре - 60-70 градусов? (Императорский пингвин).

9. Ползающие птицы? (Поползень).

10. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж).

Конкурс №3 "Третий лишний"

Перед командами списки названий птиц, отличающихся определенным признаком. Но одна птица в каждой группе не имеет этого признака и

поэтому является "лишней". Определите, кто лишний в группе, и объясните свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Сова, кречет, коршун.

(Сова - ночной хищник, относится к отряду сов, а кречет и коршун - относятся к отряду дневных хищников).

2. Иволга, соловей, фазан.

(Иволга, соловей - певчие воробьиные птицы, фазан - представитель отряда куриных).

3. Пустельга, кобчик, неясыть.

(Пустельга, кобчик - соколки, относятся к отряду дневных хищников, неясыть - сова).

4. Глухарь, тетерев, скворец.

(Глухарь, тетерев - промысловые птицы отряда куриных, скворец - птица отряда воробьиных).

5. Филин, цапля, сплюшка.

(Филин, сплюшка - совы, цапля - представитель отряда голенастых).

6. Петух, индюк, воробей.

(Петух, индюк - домашние птицы из отряда куриных, воробей - дикая птица из отряда воробьиных).

Конкурс №4 "Танец маленьких лебедей"

Каждая команда исполняет танец маленьких лебедей из балета Чайковского "Лебединое озеро"

Конкурс №5 "Отгадай-ка" (загадки)

Сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

1. В болоте плачет, а из болота не идёт (Кулик).

2. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

3. И петь - не поёт, И летать - не летает.

4. За что же тогда Его птицей считают? (Страус)

5. Всю ночь летает - мышей добывает.

6. А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)

7. Увези его в корзинке Из страны родной, В небе он найдёт тропинки, Что ведут домой. (Голубь)

8. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)

9. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит.

10. Тюкнет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. (Цапля)

11. На дереве сидела я

И сыр во рту держала,

А мимо дерева лиса

Близехонько бежала. (Ворона)

12. Дом построен над водой На тростинке молодой.

13. Тростинка чуть сгибается, Как люлька дом качается. (Синица - ремез).

14. Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

Конкурс №6. "Что за птица"

Сложить из заданных букв название птиц. (Иволга, синица)

Конкурс №7. "Парикмахер"

С приходом весны все птицы стремятся быть красивыми. По два участника от команды создадут причёску под названием "Грачи прилетели" используя сухие ветки, ленты, заколки.

Конкурс №8. "Кто больше" (конкурс с болельщиками)

Болельщики одной команды называет птицу, а болельщики второй называет птицу на последнюю букву.

Конкурс №9 "Узнай меня". Вам нужно по описанию узнать птиц.

1. Ведут они ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. У этих птиц острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна птица вылавливает 12 - 15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с ней! (сова)

2. Эта птица ловко передвигается по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу для неё. Эта птица прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Она избавляет деревья от насекомых-короедов. Одна птица за день съедает до 750 - 900 короедов. Стучит эта птица в лесу, значит, будут уничтожены насекомые - вредители. (дятел)

3. Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (поползень)

4. Очень красивая птица, которую можно встретить стайками. Красная маска около клюва, спина и пятна на груди черные, на крыльях широкая желтая полоса, грудь и брюшко белые. Питается семенами различных растений. (щегол)

Конкурс №10 "Музыкальная разминка". Первая команда покажет нам разминку цапель, а вторая разминку пингвинов.

Конкурс №12 "Знатоки пословиц"

1. Плоха та птица, (которой гнездо свое не мило).

2. Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь).

3. Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).

4. Гусь свинье (не товарищ).

5. Старого воробья (на мякине не проведешь).

6. На чужой сторонушке, (рад своей воронушке).

7. Ворон ворону, (глаз не выклюнет).

8. Всяк кулик, (свое болото хвалит).

9. Против сотни воробьёв довольно (одного ястреба ).

10. Лучше слушать одного соловья, чем (стаю воробьёв ).

Конкурс №13. Анаграммы. На большом листе написать анаграммы. Составить из двух слов одно новое - название птицы.

Корова + нож (жаворонок)

Вой + село (соловей)

Пена + лик (пеликан)

Кук + ли (кулик)

Ведущий. Наш праздник подошёл к завершению. Уважаемые члены жюри, подведите, пожалуйста, итоги.

(Зачитывается протокол, проводится награждение участников).

Ведущий: Птицы украшают землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Ребята, а мы с вами должны беречь птиц и помогать им в трудный для них период. В завершение праздника хочется прочитать стихотворение.

"Покормите птиц зимой"

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна, и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть,

И для них тепло.

Разве можно забывать.

Улететь могли,

А остались заодно

Зимовать с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать ВЕСНУ!

Последние материалы раздела:

Центральная симметрия. Презентация
Центральная симметрия. Презентация "Движения. Центральная симметрия" Презентация осевая и центральная симметрия треугольника

Слайд 1 Подготовили ученики X «А» класса: Зацепина Екатерина, Павлова Юлия.Центральная симметрия.Слайд 2 Слайд 3 Приведём примеры фигур, обладающие...

Система
Система "5С" на производстве: описание, особенности, принципы и отзывы

Зачем нам нужно 5S? Какой результат можно получить с помощью рациональной организации рабочих мест? Какие задачи можно попутно решать и какие...

Суммирование значений с учетом нескольких условий
Суммирование значений с учетом нескольких условий

Во второй части нашего учебника по функции ВПР (VLOOKUP) в Excel мы разберём несколько примеров, которые помогут Вам направить всю мощь ВПР на...