Игорь спасский. Игорь Дмитриевич Спасский. Биографическая справка. Не допустить войны

Спасский Игорь Дмитриевич – советский и российский учёный, специалист в области организации проектирования и строительства подводных лодок, главный конструктор Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Министерства судостроительной промышленности СССР, доктор технических наук.

Родился 2 августа 1926 года в городе Богородск (ныне – Ногинск) Московской области в семье служащего. Окончил в 1949 году паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского. С 1949 года - в Военно-Морском флоте СССР. С октября 1949 года служил на строящемся крейсере «Фрунзе» в городе Николаев. В 1950 году инженер-лейтенант И.Д.Спасский был откомандирован на работу в судостроительную промышленность с оставлением в кадрах ВМФ (уволен в запас в 1955 году по сокращению Вооружённых Сил в звании "старший лейтенант-инженер).

С 1950 года работал в СКБ-143 (ныне – ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), участвовал в создании опытной подводной лодки с парогазовой турбинной установкой. С 1953 года работал в Центральном КБ-18: инженер-конструктор, с 1954 - начальник сектора, с 1956 - заместитель главного конструктора атомной подводной лодки. С 1968 года – главным инженером, в 1974 году возглавил Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (КБ-18; ныне – ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»), сначала как главный конструктор, а с 1983 года – генеральный конструктор. На этом посту он находился до конца 2006 года.

Основополагающий вклад И.Д.Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала СССР и России, базирующейся на подводных лодках Военно-Морского Флота широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определён оптимальный объём автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Вклад И.Д.Спасского в науку и технику реализовался в строительстве более двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подводных лодок, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 января 1978 года главному конструктору Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Спасскому Игорю Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В период с 1950 по 2006 год он участвовал в создании четырёх поколений подводных лодок. В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных), которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов. Он был главой ЦКБ, разработавшего атомную подводную лодку К-141 «Курск», последнюю субмарину класса «Антей», поступившей на вооружение ВМФ России. 12 августа 2000 года на борту подводной лодки произошёл взрыв торпеды, и она затонула. Во время спасательной операции И.Д.Спасский контролировал работы по разрезанию и поднятию лодки.

И.Д.Спасский умело сочетал научно-организационную и общественную работу. Он был председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ «Рубин», заместителем председателя научного совета по волновым процессам РАН, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета безопасности РФ. Он был научным руководителем сборника «История отечественного кораблестроения» в 5 томах и научно-исторического справочника «Русские подводные лодки» в 3 томах, членом главной редакции серии справочника «История создания и развития ОПК России и СССР (1900-1963)».

Избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, народным депутатом СССР в 1989-1991 годах.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (6.04.1970, 23.01.1978), орденами Октябрьской Революции (1.08.1986), Трудового Красного Знамени (28.04.1963), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2002), Почёта (29.12.2010), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (26.10.1955), Почётной грамотой Правительства РФ (2001).

Лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии СССР (1983) и РФ (2007). Награждён золотой медалью имени А.П.Александрова РАН (2013, за основополагающий вклад в развитие атомного флота России). Академик Академии наук СССР (1987). Доктор технических наук (1978). Профессор (1984). Член Межведомственного научного совета по судостроению Российской Академии наук. Почётный гражданин Санкт-Петербурга (22.05.2002).

17.05.2017

Спасский Игорь Дмитриевич

Российский Ученый

Проедприниматель

Новости и события

Игорь Спасский родился 2 августа 1926 года в городе Ногинск, Московская область. В 1949 году Спасский окончил паросиловой факультет Военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского, после чего короткое время был инженером на строящемся крейсере «Фрунзе».

В 1950 году Спасский начал участвовать в разработке подводных лодок, сначала в СКБ-143. С 1953 года Спасский работал в ЦКБ-18. В 1956 году стал заместителем главного инженера, в 1968 - главным инженером, а в 1974 году - начальником ЛПМБМ «Рубин», главным конструктором, возглавляющим бюро.

В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин, которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов.

В 1973 году он стал кандидатом технических наук, в 1978 году - доктором технических наук, в 1984 году - профессором и членом-корреспондентом Академии наук СССР по специальности «Механика и процессы управления», в 1987 году - действительным членом Академии наук СССР.

Стартовая платформа «Одиссей» плавучего космодрома «Морской Старт» в порту приписки Лонг-Бич

С началом перестройки и последующим развалом СССР количество государственных заказов на новые АПЛ резко упало. Спасский все же продолжил работу над атомными субмаринами, включая новый проект подводной лодки четвертого поколения - «Юрий Долгорукий». Чтобы удержать бюро «на плаву», он расширил сферу его деятельности.

Примером этого расширения может служить разработка и постройка нефтяных платформ, которые используются сейчас при добыче нефти вокруг острова Сахалин, в Охотском море и неподалеку от побережья Южной Кореи.

Другим важным проектом «Рубина» был «Морской старт», плавучий космодром, созданный из переделанной нефтяной платформы. Так как космодром расположен в экваториальной части Тихого океана, где имеются оптимальные условия для запуска ракет-носителей, запуски с него почти в десять раз дешевле, чем предлагаемые НАСА. Спасский был главным конструктором морской части проекта.

Помимо этого, Спасский руководил такими экзотическими проектами, как строительство грузовой подлодки для круглогодичных операций в Северном Ледовитом океане и морская ледостойкая платформа для добычи нефти с океанского шельфа, а также более скромные проекты вроде модернизации городских трамваев. Также он стал генеральным директором консорциума, строящего неядерные субмарины для российских ВМС и на экспорт - для Индии, Польши и некоторых других стран.

Губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Собчак шутливо называл Спасского «Героем Капиталистического Труда», имея в виду успешность «Рубина» в условиях рыночной экономики.

Часть вырученных средств Спасский тратил на благотворительность: реконструкцию Николо-Богоявленского собора в Петербурге и церкви Иоанна Предтечи в Старой Ладоге, постройку памятника к 300-летию русского флота, празднование столетия Русского музея и многие другие проекты. За филантропическую деятельность Русская православная церковь наградила его «орденом святого благоверного князя Даниила Московского».

... читать ещё > (1926-08-02 ) (92 года)

И́горь Дми́триевич Спа́сский (родился 2 августа 1926 года , Ногинск) - советский и российский учёный, инженер , генеральный конструктор около 200 советских и российских субмарин и бывший глава ЦКБ МТ «Рубин» , предприниматель. Герой Социалистического Труда . Лауреат Ленинской премии. Академик РАН (до 1992 года - академик АН СССР).

Биография [ | ]

СССР [ | ]

Другим важным проектом «Рубина» был «Морской старт », плавучий космодром , созданный из переделанной нефтяной платформы. Так как космодром расположен в экваториальной части Тихого океана , где имеются оптимальные условия для запуска ракет-носителей (можно максимально эффективно использовать инерцию вращения Земли), запуски с него почти в десять раз дешевле, чем предлагаемые НАСА . Спасский был главным конструктором морской части проекта.

Помимо этого, Спасский руководил такими экзотическими проектами, как строительство грузовой подлодки для круглогодичных операций в Северном Ледовитом океане и морская ледостойкая платформа для добычи нефти с океанского шельфа, а также более скромные проекты вроде модернизации городских трамваев. Также он стал генеральным директором консорциума (в него входят ЦКБ «Рубин», Адмиралтейские верфи и несколько других судостроительных предприятий), строящего неядерные субмарины для российских ВМС (например дизель-электрические субмарины проекта 677 «Лада») и на экспорт - для Индии, Польши и некоторых других стран (например, подлодки «Амур» или «Садко» - так называемые «туристические субмарины»).

Губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Собчак шутливо называл Спасского «Героем Капиталистического Труда», имея в виду успешность «Рубина» в условиях рыночной экономики.

Часть вырученных средств Спасский тратил на благотворительность: реконструкцию Николо-Богоявленского собора в Петербурге и церкви Иоанна Предтечи в Старой Ладоге , постройку памятника к 300-летию русского флота, празднование столетия Русского музея и многие другие проекты. За филантропическую деятельность Русская православная церковь наградила его «орденом святого благоверного князя Даниила Московского ».

АПЛ «Курск» [ | ]

Спасский был главой ЦКБ «Рубин», разработавшего АПЛ Курск , последнюю субмарину класса «Антей» , поступившей на вооружение ВМФ России .

12 августа 2000 года во время учений Северного флота подлодка затонула. В результате проведённого в последующем расследования было установлено, что в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4 АПЛ Курск. Таким образом, подлодка получила первоначальное повреждение из-за взрыва собственной торпеды, который привёл к последующему взрыву других торпед. Причиной первого взрыва стала утечка компонентов топлива (пероксид водорода) двигателя торпеды. Бо́льшая часть экипажа погибла сразу же, но некоторые моряки выжили и прожили ещё несколько дней в девятом, кормовом отсеке корабля. Спасательные работы, замедленные бюрократическими проволочками, потерпели неудачу. Лишь 20 августа к спасательным работам было привлечено норвежское спасательное судно «Seaway Eagle». 21 августа , к моменту, когда пришедшие на помощь норвежские водолазы добрались до кормового отсека и вскрыли его, российские подводники были уже мертвы.

Во время спасательной операции Спасский был консультантом, и некоторые журналисты утверждают, что именно он несёт ответственность за неэффективные действия военных спасателей в первые дни после взрыва. Также пресса обвиняла ЦКБ «Рубин» в недостатках конструкции, приведших к гибели экипажа. Некоторые журналисты, например Елена Милашина из «Новой газеты » , задавались вопросом, почему большая часть происшествий на российских атомных субмаринах в последние годы произошла именно на подлодках, спроектированных ЦКБ «Рубин». В открытом письме «Новой газете» вице-президент компании Александр Завалишин и генеральный конструктор атомных подлодок Игорь Баранов ответили, что ни один корабль не может выдержать одновременной детонации торпед, каждая из которых предназначена для уничтожения военных кораблей, и «Курск» не был исключением. Они также отметили, что более чем три четверти российских атомных подлодок спроектированы «Рубином», и если взять процентное соотношение, то оно никак не отражает особую аварийность их подлодок. Следователи, разбиравшие катастрофу «Курска», заявили, что автоматическая система заглушения ядерного реактора сработала своевременно и спасла Баренцево море от ядерной катастрофы.

Когда было объявлено о планах поднятия подлодки с грунта, поступило более 500 предложений по их осуществлению. Правительство выбрало план бюро «Рубин». Разрушенная и целая части подлодки были разделены, после чего целая часть была поднята на поверхность и отбуксированы на ремонтную верфь в Росляково (посёлок недалеко от

Из тысячи "потаенных судов", созданных в России за 110 лет подводного кораблестроения, как минимум, 840 построено по проектам КБ "Рубин". И 260 из них связаны с именем академика Игоря Спасского.

Его жизнь - как инженера, ученого, руководителя большого конструкторского бюро - неразрывна с городом на Неве, где он теперь Почетный гражданин. Но родился Игорь Спасский совсем не в Петербурге, а в подмосковном Ногинске - 2 августа 1926 года, когда сам этот город именовался Богородск. Много лет спустя академик Владимир Фортов, нынешний президент РАН, с удивлением обнаружит, что и он сам, и будущий конструктор атомных субмарин появились на свет в одном и том же Глуховском роддоме. Только с разницей в двадцать лет.

Из Богородска в 1928 году семья Спасских, где росли два сына и дочь, переехала на станцию Кучино - это 20 км от Москвы. В начале 30-х, когда Игорю едва исполнилось шесть лет, отец перевез их в Москву - поселились на улице Кирпичной в районе Измайлово. Здесь же Преображенское, Семеновское, Лефортово. Места, в которых рос и мужал создатель Российской империи и ее военно-морского флота Петр Великий.

Как теперь понимаешь, случайных совпадений не бывает. А сам академик Спасский сказал об этом так: "На формирование человека в детстве, когда закладывается характер, влияет огромное количество факторов. Но главное - не в том, где ты родился, а в каких условиях рос, как тебя воспитывали родители, как на тебя влияла среда обитания. На Кирпичной улице такой средой обитания для нас были семья, двор, улица и школа…Мы тогда жили во дворе в его классическом исполнении".

Игорь Спасский всегда настаивал: нужно просчитывать перспективу. Благодаря этому сегодня строятся корабли четвертого поколения и ведется работа над следующим этапом. Фото: из личного архива

Именно оттуда, с Кирпичной улицы, выпускник седьмого класса школы №445 Сталинского района Игорь Спасский отвез документы в только что созданную и единственную в Москве Специальную военно-морскую школу Наркомпроса РСФСР. Внизу на его заявлении была сделана приписка: "К просьбе сына присоединяемся. Дмитрий Спасский, Клавдия Спасская, 1/VI-41 г." . А сверху, после тщательных проверок, медкомиссии и конкурса оценок появилась резолюция "Зачислен. 20/VI-41г.".

За два дня до начала войны. Эту школу, несмотря на все потери и перипетии военного лихолетья, Игорь закончил. И стал курсантом Высшего военно-морского инженерного училища им. Дзержинского, которое находилось в эвакуации в Баку. В июле 44-го вернулись в Ленинград.

А потом, уже после Победы, первые практики на боевых кораблях. После третьего курса Игорь Спасский стажировался на крейсере "Адмирал Макаров". Летом 49-го, уже став офицером, получил назначение на крейсер "Фрунзе" Черноморского флота. Там, будучи вахтенным дежурным, он впервые встретит адмирала Горшкова и будет докладывать ему обстановку.

Служба на корабле для инженера-лейтенанта Спасского оказалась недолгой. В самом начале 50-го его приказом вызвали сначала в Москву, в отдел кадров морского наркомата, а оттуда, в составе специально отобранной группы недавних выпускников, откомандирован в Ленинград для работы в конструкторском бюро СКБ-143. В то самое, которое после нескольких реорганизаций стало нынешним ЦКБ МТ "Рубин".

Прямая речь

Игорь Вильнит, генеральный директор - генеральный конструктор 
ЦКБ МТ "РУБИН":

Я пришел на работу в ЦКБ "Рубин" в 1979 году, когда Игорь Дмитриевич уже был руководителем предприятия. Еще до того, как я стал непосредственно с ним взаимодействовать, мое личное впечатление о Спасском как директоре было как о выдающемся, крайне целеустремленном и крайне эффективном руководителе. Это было не только моим, но и общим ощущением в бюро, совершенно искренним.

Первое мое рабочее взаимодействие с Игорем Дмитриевичем было связано не с проектированием подводных лодок, а с гражданской тематикой. Платформа "Приразломная" и скоростной поезд "Сокол". Я работал над проектированием кузова "Сокола" и однажды пришел с коллегами на доклад к Игорю Дмитриевичу. Стал рассказывать, насколько наше техническое предложение будет лучше иностранных аналогов. Директор внимательно слушал, а потом спросил: сколько времени займет запуск этой технологии в производство? Он имел в виду, что промышленность не была готова, надо было бы новое производство создавать под наши предложения. Вы, говорит, поняли мой вопрос? Чтобы завтра принесли то же самое, но сделанное из комплектующих, которые сегодня выпускаются в России. То есть Игорь Дмитриевич всегда видел суть задачи и единственно возможные пути ее решения. Не было ни одного документа, который бы Игорь Дмитриевич просто так, машинально, подмахнул. Он всегда вникал в глубину процесса и требовал всесторонних обоснований, прежде чем наше бюро предлагало какой-либо проект заказчику.

Академик Игорь Спасский и нынешний гендиректор "Рубина" Игорь Вильнит на Военно-Морском салоне в Петербурге. Июнь 2015-го. Фото: Пресс-служба ЦКБ "Рубин".

Он жесткий руководитель. Если приносишь ему проект, проект должен быть детально просчитан и обоснован до мелочей. Игорь Дмитриевич всегда настаивал, чтобы мы просчитывали перспективу и постоянно были в курсе лучших российских и зарубежных конструкторских достижений. Благодаря этому сегодня строятся корабли четвертого поколения и ведется работа над следующим этапом.

Когда погиб "Курск" и "Рубину" была поставлена задача в кратчайшие сроки поднять корабль, я занимался техническими средствами подъема, обеспечением, корпусными проблемами. Основной задачей было минимизировать средства подъема и, соответственно, стоимости работ. И вот в финальный момент, когда директору был представлен документ с обозначением количества точек подъема, Игорь Дмитриевич предложил некую корректировку. Мне она показалась рискованной, я возразил, естественно, с обоснованиями. Но Спасский принял свое решение. Однако через некоторое время Игорь Дмитриевич сам позвонил мне по телефону: "Знаешь, ты меня убедил, оставляй, как есть". Впоследствии я не раз убеждался, что Игорь Дмитриевич готов быстро изменить свою позицию ради правильного решения, если видел, что другая точка зрения обоснована.

В 90-е годы благодаря Игорю Дмитриевичу "Рубин" стал работать над гражданской тематикой. Это значит, что он нас заставил более широко думать. Да, подлодка - это очень сложное техническое средство, но умение решать разные задачи как в военном, так и в гражданском сегменте позволяет привнести что-то новое, нетрадиционное в оба эти сегмента. Именно это понимание и военной, и гражданской тематики дает возможность "Рубину" оставаться на передовых рубежах во многих областях.

Как это было

К-278: поднять нельзя оставить

С Игорем Дмитриевичем Спасским мы познакомились четверть века назад, когда в Норвежском море погибла единственная в своем роде глубоководная АПЛ "Комсомолец". Она была спроектирована в конструкторском бюро "Рубин", которым руководил академик Спасский, и там же, в "Рубине", готовились варианты ее подъема. Но такой проект, увы, не был реализован в своем первоначальном замысле. Что этому помешало и почему, в откровенной беседе рассказал сам Игорь Дмитриевич, который держал под личным контролем работы своего КБ в этом направлении. Тема, конечно, не юбилейная, но во всех отношениях важная и не ушедшая с повестки дня.

В декабре 89-го специальным решением правительства "Рубину" были даны права головной организации по судоподъему. Срок прошел немалый. Тогда номером один был "Комсомолец" - а теперь?

Игорь Спасский: Когда заключалось соглашение о подъеме с голландским консорциумом, специально организованным под этот проект, мы исходили из того, что подводная лодка абсолютно цела. Но экспедиции 1991-го и особенно 1992 года на судне Академии наук "Мстислав Келдыш", детальное обследование затонувшего корабля с использованием глубоководных обитаемых аппаратов "Мир", фото- и телесъемки показали, что в прочном корпусе есть серьезные разрушения. Трещины и деформации в носовой части идут от первого до третьего отсека. Скорее всего, это результат взрыва газов аккумуляторной ямы, которая была разрушена после погружения, и, видимо, детонации одного или двух боезарядов обычных торпед, лежащих на стеллаже. Взрыв создал ударную волну высокой интенсивности, которая не только повредила прочный корпус, но и сорвала крепление многих механизмов. В частности, в ограждении рубки был обнаружен показательный факт: тумба репитера компаса стоит вроде бы на штатном месте, но болты крепления - как ножом срезаны. Это подтверждает, что вдоль прочного корпуса прошла ударная волна короткого импульса, но очень высокой энергии...

Мне доводилось слышать и другие версии о происхождении этих разрушений...

Игорь Спасский: Нам тоже задают вопросы: откуда они взялись? Ведь их не обнаружили сразу после аварии, когда "Миры" в первый раз обследовали погибшую лодку. Высказывают догадки: может быть, это кто-то потом, сознательно, чтоб замести следы. Даже пытаются определить, КТО... Я на сто процентов исключаю такую возможность - уж больно операция технически сложна.

А почему, собственно? Предположим, кто-то из наших соперников овладел методом неконтактного подрыва боеприпасов да и решил проверить его на одной из торпед "Комсомольца"...

Игорь Спасский: Предварительно подложив туда взрывчатки?

Зачем? Вся штука в том, чтобы инициировать взрыв, скажем, на лодке противника, не проникая на ее борт, а дистанционно...

Игорь Спасский: Ну, знаете... Если вашей логике следовать, надо было с ядерной торпеды начинать. Но кто, какие силы в этом заинтересованы? Я их не нахожу. И абсолютно исключаю какие-либо подозрения на этот счет.

Сообщалось, что операторам "Мира" во время одного из погружений удалось обнаружить и поднять часы, находившиеся с внешней стороны лодки. Откуда они там взялись?

Игорь Спасский: Думаю, это прямое следствие газового взрыва: в верхней части первого отсека вырван огромный кусок прочного корпуса.

Я бы на дне не оставлял ни одну подводную лодку, независимо от того, изрыгает она грязь или не изрыгает

Удивительно, что этого не обнаружили при погружениях еще в 1989 году. Новые сведения резко меняют общую ситуацию?

Игорь Спасский: Да. Мы вынуждены были пересмотреть исходные данные и признать, что первоначальный вариант подъема не годится. Собственно подъемное устройство, предложенное голландцами, не предусматривало захватов по всему "телу" лодки, они концентрировались в ее средней части, а реальное состояние прочного корпуса, как выяснилось, требует при подъеме наибольшей страховки носовых отсеков, в первую очередь - торпедного. Иначе при подъеме поврежденная носовая оконечность под собственным весом может отломиться. Мы, разумеется, взяли крайний случай - да и обязаны были это сделать, как иначе? Сразу потребовалась корректировка проекта, с тем, чтобы захваты распределить по всему корпусу и поднимать лодку как в люльке. Это резко увеличило общий вес погружаемой конструкции, потребовало более мощных плавкранов и так далее.

Технически такой проект реализуем?

Игорь Спасский: В принципе, да. Но стоимость его резко возрастает.

А как ведут себя реактор и ядерные торпеды? Их состояние дает вам время на выбор вариантов?

Игорь Спасский: Радиационная обстановка в районе "Комсомольца" сегодня довольно хорошо изучена, существует и прогноз ее изменения в ближайшие годы. Должен сказать, что к этой работе была привлечена солидная наука. Военные работали рука об руку с гражданскими специалистами. Интегральная оценка сводится к следующему. Состояние реактора серьезных опасений сегодня не вызывает, выход радиоактивности из него зафиксирован только на уровне микродоз, и со временем этот процесс не должен ускориться. Напротив, как показывают наблюдения, отверстия, через которые происходит утечка цезия-137, начинают обрастать микроорганизмами, что естественно в морской среде. Кроме того, в этом месте моря и на этой глубине довольно сильное течение - все моментально перемешивается.

Смешать или разбавить - это ничего не меняет по сути. Так... местное обезболивающее.

Игорь Спасский: Не спорю. Но если говорить в сравнении, гораздо большую опасность представляют сегодня две торпеды с ядерными зарядами, содержащими плутоний. Пока еще коррозионные процессы не дошли до самого, как говорится, ядра. Но развиваются они очень бурно - и внутри торпедных аппаратов, и собственно на торпедах, которые сделаны преимущественно из алюминиевых сплавов. А кругом ведь титан! Поэтому идет активная электрохимическая реакция. Два верхних аппарата, где находятся торпеды с ядерными зарядами, приоткрыты.

Это видно на фотоснимке...

Игорь Спасский: Еще нагляднее - на видеопленке, которую удалось получить. У других торпедных аппаратов крышки распахнуты или вовсе сорваны (вероятно, под действием взрыва), но они нас меньше беспокоят... Одним словом, среда в которой находится спецбоезапас, соединена с забортным пространством. По общей оценке, года через два начнется разрушение оболочки, в которой находится плутоний.

Чем это грозит?

Игорь Спасский: Плутоний не растворяется в морской воде. И если начнется его выход, он будет осаждаться на сравнительно небольшом участке морского дна. Считалось, что в этом месте нет ни рыбы, ни планктона, однако наши съемки показали: есть. Больше 20 представителей морской фауны - рыб, моллюсков, рачков - насчитали ихтиологи. Поэтому какая-то часть микрочастиц плутония будет переноситься и в верхние слои моря, и в прибрежные воды. В сравнении с сотнями килограммов плутония, осевшего в океане после ядерных взрывов, это, конечно, мизерные величины, но не считаться с ними нельзя.

Уже хотя бы потому, что это район активного рыболовства...

Игорь Спасский: Вы правы. И больше всего обеспокоены рыбопромышленники в Норвегии. Их конкуренты на европейском рынке сознательно стали распространять слухи, что рыба из Норвежского моря "заражена радиацией", ее не следует покупать. Это могло серьезно ударить по экономическим интересам наших соседей.

Поэтому правительство Норвегии стало требовать от руководства СССР, а затем и от российских властей ответа: что собираетесь делать с "Комсомольцем"? Первоначально существовал план подъема. А теперь?

Игорь Спасский: От подъема как кардинального решения проблемы мы не отказались. Я бы на дне такие вещи вообще не оставлял. Ни одну подводную лодку, независимо от того, изрыгает она грязь или не изрыгает. Но это, видимо, перспектива завтрашнего дня. А пока мы выступили с предложением решить проблему носовой части, где находятся ядерные заряды. Обсуждали это очень подробно и с норвежцами, и партнерами из Голландии.

Голландцы по-прежнему ваши партнеры? Но ведь их проект подъема не был реализован, и они, вероятно, понесли большие издержки?

Игорь Спасский: Почему же? За проектную часть мы рассчитались с ними сполна, а до железа дело не дошло...

Велика ли сумма неустойки?

Игорь Спасский: По контракту мы заплатили им где-то шесть-семь миллионов долларов.

А весь проект подъема как оценивался?

Игорь Спасский: Весь проект тянул примерно на 220 миллионов долларов. Но от него, повторяю, мы вынуждены отказаться. Вместо этого рассматривалось предложение отрезать часть корпуса вместе с торпедами и поднять. Определено и место безопасного "хирургического расчленения" - по приборному отсеку торпед. Сами торпедные аппараты предварительно должны быть загерметизированы. Операция эта - сверхсложная: на большой глубине, роботами, дистанционно... Предполагается там же, под водой, упаковать отрезанные торпедные аппараты с головными частями торпед в специальные контейнеры и только после этого поднимать на поверхность для последующей отправки на утилизацию или захоронение.

На рисунке запечатлен момент исследования затонувшей К-278 с помощью глубоководного аппарата "Мир". Фото: Риа Новости

Был и еще вариант?

Игорь Спасский: Да. Он тоже не легкий, но он все-таки проще в реализации. На носовую оконечность подводной лодки предлагали опустить защитный кожух и с его помощью, не поднимая ничего на поверхность, предотвратить опасность радиоактивного загрязнения.

Саркофаг под водой?

Игорь Спасский: Не совсем саркофаг, но похоже. Укрыть нужно было только носовые отсеки - до ограждения рубки. Это довольно объемная конструкция, и ее непросто будет опустить в нужную точку - и вес соответствующий, и парусность. Но голландцы нашли несколько оригинальных решений. В свободное пространство между кожухом и корпусом лодки, а также в разрушенный первый отсек специальными помпами будет намыт ил. Он и станет барьером на пути миграции радионуклидов...

Где-то в середине нашего диалога я задал академику Спасскому вопрос невпопад: "Если бы не распался Союз и в экономике сохранились директивные рычаги, лодку уже могли бы поднять?" Игорь Дмитриевич ответил уклончиво, в том смысле, что уж во всяком случае с повестки дня этот вопрос не ушел.

Увы! За два прошедших десятилетия со сцены одни ключевые фигуры ушли, появились другие. Однако место для запятой в сакраментальной фразе о судьбе погибшего корабля до сих пор не определили. Хотя слов об очистке арктических морей в последние годы сказано немало.

Советский и российский учёный, инженер, генеральный конструктор около 200 советских и российских субмарин и бывший глава ЦКБ «Рубин», предприниматель. Герой Социалистического Труда.

«Биография»

СССР

В 1949 году Спасский окончил паросиловой факультет Военно-морского инженерного училища им. Ф. Э. Дзержинского, после чего некоторое время был инженером на строящемся крейсере «Фрунзе».

«Компании»

ЦКБ «Рубин»,

«Новости»

РАН присудила золотые медали за вклад в развитие атомной энергетики России

Золотая медаль имени Александрова присуждается за выдающиеся научные работы, открытия и изобретения, серии научных работ в области атомной науки и техники. Эту награду в свое время получили знаменитые специалисты Николай Хлопкин, Ашот Саркисов, Игорь Спасский.

На смертельной глубине

Его жизнь — как инженера, ученого, руководителя большого конструкторского бюро — неразрывна с городом на Неве, где он теперь Почетный гражданин. Но родился Игорь Спасский совсем не в Петербурге, а в подмосковном Ногинске — 2 августа 1926 года, когда сам этот город именовался Богородск. Много лет спустя академик Владимир Фортов, нынешний президент РАН, с удивлением обнаружит, что и он сам, и будущий конструктор атомных субмарин появились на свет в одном и том же Глуховском роддоме. Только с разницей в двадцать лет.

Академик Игорь СПАССКИЙ: Гибель «Курска» — до сих пор свежая рана

Мы встретились с академиком, Героем социалистического труда, почетным гражданином Петербурга Игорем Спасским, накануне юбилея — сегодня, 2 августа, Игорю Дмитриевичу исполнилось 90 лет. Юбиляр пригласил нас в гости в Шалово – тихую деревеньку в 130 километрах от Северной столицы. Прежде чем начать разговор, хозяин проводит для нас экскурсию по участку. Зелень, цветы, яблони… На углу стоит миниатюрная кирпичная баня.

Изобретатель № 1. Как Игорь Спасский стал легендой в мире подводных лодок

2 августа 1926 года родился Игорь Спасский, легендарный конструктор подводных лодок и многолетний генеральный директор ЦКБ «Рубин». Благодаря этому изобретателю был создан стратегический подводный флот России.

Последние материалы раздела:

=Матрос на улице целует медсестру=
=Матрос на улице целует медсестру=

«Безоговорочная капитуляция» - именно так называется скульптура Сьюарда Джонсона, которой он решил заполонить весь белый свет. Скульптор сваял свое...

Реестр онлайн касс Реестр касс по фз 54
Реестр онлайн касс Реестр касс по фз 54

Список разрешенных онлайн касс Список разрешенных онлайн касс Вступление в силу 54-ФЗ и 290-ФЗ ввело абсолютно иные требования к торговле. Теперь...

Конспект нод в подготовительной группе Конспект по рисованию в средней группе снегирь
Конспект нод в подготовительной группе Конспект по рисованию в средней группе снегирь

Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе: «Красногрудые снегири». « Красногрудые снегири » Цель :...